Отрывки из евангельской рукописи Иуды, которая, хотя и не внесла много нового, вызвала интерес к писаниям ВНЕ КАНОНА
Церковь больше не запрещает читать апокрифы, но она все еще боится их. И ему трудно удивляться-история правильных и неправедных Евангелий может лишить человека слабой веры полностью.
Матфей, Марк, Лука, Иоанн – четыре евангелиста, люди, которые сопровождали Иисуса, записывали его слова и дела. Каждый из них рассказал их по-своему, однако они образуют общую историю жизни и смерти Иисуса из Назарета. Так более или менее представлено знание Нового Завета, которым обладает средний католик.
В этих двух предложениях есть как минимум четыре неточности. Прежде всего, Иисус не был из Назарета или Вифлеема. В тот момент, когда он родился, а значит, примерно на шестой-седьмой год до нашей эры (до рождения Христа?), территории современного Вифлеема и Назарета не были заселены. Эти места появляются для того, чтобы можно было сопоставить характер Иисуса с пророчествами, содержащимися в Ветхом Завете.
Кроме того, создатели Евангелия, люди, написавшие его, вероятно, не видели Иисуса своими глазами, и всю историю знали только из устных сообщений. Апостолы не могли сами описать деяния Иисуса, потому что... они не умели писать.
Ближайшие ученики Иисуса, как и он сам, происходили из бедных групп среднего слоя, в основном ремесленников. Это в основном были простые люди, которые знали только арамейский язык и не умели ни читать, ни писать, либо делали это только на базовом уровне.
Два евангелиста
Автор древнейшего Евангелия, Марк, был сподвижником святого Петра и, по традиции, верно записал его рассказ. Большинство ученых согласны с тем, что Евангелие на самом деле является его работой. Лука, греческий врач, ученик святого Павла, тоже, вероятно, является автором "своего" Евангелия и Деяний Апостолов.
Напротив, Евангелия от Матфея и Иоанна были написаны анонимными авторами, а имена апостолов были использованы для достоверности произведений. Стоит отметить, что ни в одном из канонических Евангелий автор не пишет о событиях от первого лица. Везде у нас повествование от третьего лица, как будто описываются события, услышанные от кого-то. Впрочем, названия всех четырех сочинений возникли лишь во II веке, спустя десятилетия после их возникновения.
Однако, самым большим шоком для верующего может быть сообщение о том, что канонические Евангелия абсолютно не являются историческими историями. Ученые не ставят под сомнение существование Иисуса, но обращают внимание на то, что возникшие спустя десятилетия после его смерти Писания, по идее, не должны были быть исторической летописью.
Евангелия - это просто учебники для катехуменов. Их задача - провести людей, входящих в церковь, по пути следующих этапов посвящения. Для трех предыдущих Евангелий этот путь занимал год, для более позднего Евангелия от Иоанна – три года. Вот почему они говорят на языке символов, и это символы, понятные людям, живущим в совершенно другом месте и времени.
Современная церковь рассматривает Ветхий Завет как совокупность символов и не ожидает буквальной веры в сотворение мира, потоп и Ноя или съедение Китом ионы. Между тем Евангелия представлены как строгое описание исторических фактов из жизни Иисуса, почти хроника событий.
Как закончил Иуда?
Такой подход приводит к множеству недоразумений, ибо Новый Завет полон фактографических противоречий. Хотя бы смерть Иуды. На вопрос, как он погиб, почти все отвечают в унисон: он повесился после того, как вернул свои 30 сребреников. Собственно, так изображается судьба несчастного Матфея, вернее, автора, опирающегося на его авторитет (МФ 27,5). Но уже в другом письме, входящим в канон, в Книге Деяний, мы читаем, что Иуда „за деньги, подло получено, приобрел землю и, упав головой вниз, лопнул пополам и потекли все его внутренности” (Деян. 1,18). Впрочем, эти 30 серебряников тоже всего лишь символ.
Такая цена за выдачу лидера заговора нереально низкая. Это наименьшее наказание, которое тогда платили за убийство раба. Эта сумма появляется в рассказе, чтобы ссылаться на пророчество из книг Исаии и Захарии.
Таких расхождений гораздо больше. У Луки родители Иисуса из Назарета, у Матфея - из Вифлеема. У Матфея после рождения сына они бегут в Египет, у Луки уже через месяц возвращаются в Назарет. Почему о переписи населения всего мира, которую описывает лука, не упоминает ни один другой источник, включая Матфея? Иисус нес крест весь путь сам (Ин 19,17), помогал ли ему Симон Киреней (МК 15,21)?
Объяснением этих неточностей является история возникновения Евангелия. Исследователи истории Священного Писания считают, что три самых ранних Евангелия (Марка, Матфея, Луки) были основаны на общем гипотетическом первичном тексте, называемом источником Q. Он никогда не был найден, но считается, что это мог быть описательный список высказываний Иисуса и диалогов с учениками. Этим источником, вероятно, пользовался Марк, когда писал свое Евангелие. Отрывки, которые содержат контекст высказываний, рассказов о делах и чудесах, взяты из устной традиции. Проблема в том, что Евангелие, датированное 65-70 годами нашей эры, использовало историю, циркулирующую более 40 лет исключительно в форме устного сообщения. Можно себе представить, как работал такой "глухой телефон", передающий обрастающую мифами историю четырех десятилетий назад. Евангелие от Марка является самым коротким, написанным самым простым языком и пропускает детство Иисуса.
В качестве второй возникла история, написанная Матфеем. В то время еще существовал источник Q, уже было готово Евангелие от Святого Марка, и в кругу, из которого происходил автор, были известны устные сообщения. Именно эти три источника составили Новое Евангелие. Точно так же из сложения предыдущих Евангелий с традицией и источником Q возникла история Луки. Это объясняет, почему некоторые события описываются почти идентичными словами - просто последующие авторы снимали целые истории с предшественников.
Напротив, Евангелие от Святого Иоанна, совершенно отличное от других, возникло позже и независимо от других. В других Евангелиях мы не находим рассказов, а рассказы из тех писаний обычно не помещаются у Иоанна.