Найти в Дзене

Сознание и подсознание.Зигмуд Фрейд

Один из специалистов, который дал понятия «сознание» и «подсознание» является австрийский психолог, психоаналитик психиатр и невролог Зигмуд Фрейд.  С момента появления теории Зигмуда Фрейда в начале 1900-х годов основные мысли Фрейда по-прежнему крепко держатся за формирование взглядов про человеческий разум. Термин «подсознание» использовался в ранних работах Зигмуда Фрейда по созданию психоанализа, но со временем он был заменён им на термин «бессознательное». Фрейд часто использовал метафору айсберга для описания двух основных аспектов человеческой личности. Верхушка айсберга, простирающаяся над водой, представляет сознание. Как вы можете видеть на изображении сверху, сознание является лишь «верхушкой айсберга». Под водой находится гораздо большая часть айсберга, которая представляет собой «бессознательное». Как известно, надводная, видимая его часть намного меньше подводной, невидимой. Нам кажется, что айсберг – это только то, что находится над водой, и мы не знаем его настоящи

Один из специалистов, который дал понятия «сознание» и «подсознание» является австрийский психолог, психоаналитик психиатр и невролог Зигмуд Фрейд.  С момента появления теории Зигмуда Фрейда в начале 1900-х годов основные мысли Фрейда по-прежнему крепко держатся за формирование взглядов про человеческий разум.

Термин «подсознание» использовался в ранних работах Зигмуда Фрейда по созданию психоанализа, но со временем он был заменён им на термин «бессознательное».

-2

Фрейд часто использовал метафору айсберга для описания двух основных аспектов человеческой личности. Верхушка айсберга, простирающаяся над водой, представляет сознание. Как вы можете видеть на изображении сверху, сознание является лишь «верхушкой айсберга». Под водой находится гораздо большая часть айсберга, которая представляет собой «бессознательное».

Как известно, надводная, видимая его часть намного меньше подводной, невидимой. Нам кажется, что айсберг – это только то, что находится над водой, и мы не знаем его настоящих размеров, потому что они скрыты от непосредственного наблюдения. Бессознательное(подсознание) – оно представляет собой невидимую, скрытую часть человеческой психики, а сознание, или разум, человека – это видимая и незначительная ее частица. Как айсберг – главным образом, то, что находится под водой, а не над ней, – так и человек – это в основном сфера его бессознательного, а вовсе не сознания, как нам кажется.

Бессознательное(подсознание)— это человеческие природные индивидуальные качества, инстинкты унаследованные от животных- предков. Эти-то инстинкты и определяют человеческие чувства, желания, мысли и поступки.

Из всех бессознательных инстинктов наиболее сильным является половая, или сексуальная, страсть, которую Фрейд называет «либидо». В нем сконцентрирована вся жизненная энергия человека. Но, живя в обществе и в коллективе, а не в лесу и не в стаде, человек не может вполне исполнить или удовлетворить все свои сексуальные желания. Ему приходится сознательно их ограничивать, подавлять, бороться с ними. В этом случае его половая энергия устремляется в какое-либо другое русло: художественного творчества, научного поиска, общественно-политической деятельности, спортивных достижений и во что угодно еще. Такое вытеснение сексуальных желаний и преобразование их в иные виды деятельности Фрейд называет сублимацией (от лат. sublimare – возносить или переходить).

Другим сильным инстинктом после сексуального является, по Фрейду, влечение к разрушению, или инстинкт смерти, который находит свое выражение в войнах, убийствах и преступлениях, сопровождающих историю человеческого общества. Таким образом, жизнь и деятельность человека, с точки зрения Фрейда, объясняются взаимодействием трех слоев, или пластов, его психики. Человеческие мысли, действия и поступки определяют биологические инстинкты, составляющие сферу бессознательного, главными из которых являются сексуальный инстинкт (греч. – Эрос) и инстинкт смерти (греч. – Танатос). Эту бессознательную инстинктивную область Фрейд называет термином «оно». Кроме нее, на человеческое поведение влияют различные общественные нормы, принципы и законы, которые австрийский ученый обозначает термином «сверх-Я». Само же человеческое сознание Фрейд именует «Я». В приводимой ниже схеме проиллюстрирован механизм взаимодействия этих трех слагаемых человеческой психики.

-3

Получается, что человеческое сознание (Я) не является «хозяином в собственном доме», потому что вынуждено постоянно раздваиваться, рваться пополам между бессознательными инстинктами и общественными ограничениями. Человеку всегда приходится выбирать что-то среднее между своими биологическими влечениями (желаниями) и моральными нормами общества, в котором он живет. Говоря проще, ему чего-то хочется и в то же время ему нельзя этого делать. Он вынужден или подавить свои желания, или пренебречь общественными нормами. Ему трудно сделать и то и другое.

На этой почве у человека могут возникнуть психические расстройства, главной причиной которых являются, по Фрейду, подавленные или вытесненные желания (как правило, сексуального характера). Австрийский ученый разработал особый метод лечения психических заболеваний, который получил название психоанализ (от греч. psyche – душа и analysis – разложение). Этот термин можно трактовать как освобождение души. Сущность его в том, что врач в ходе длительной беседы выясняет истинную причину психического расстройства (заболевания) своего пациента, которой оказываются, чаще всего, когда-то подавленные им сексуальные желания. Он показывает (демонстрирует) ему эти причины, и пациент, осознавая или понимая их, сам может справиться со своей болезнью, потому что с врагом видимым бороться всегда намного легче, чем с невидимым противником.