Найти тему

Барышня-крестьянка... Барышня-цыганка?

"Барышня-крестьянка": новая жизнь пушкинского сюжета

Лиза одета крестьянкой, в этом сомнений нет. Вот только совсем не пушкинской. Ведь мы знаем, что она, готовясь к маскараду, «послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитье всю девичью, и к вечеру всё было готово».

Однако на шкатулке на Лизе более сложный костюм – и юбка (судя по складкам, из очень тонкой, совсем не крестьянской, ткани), и рубашка навыпуск с пышными рукавами, и епанча (душегрейка), и головная повязка. Пожалуй, такой костюм за день пошить было бы сложновато. На героине есть даже красные бусы и огромные серьги

Душегрейка. Волгоградская обл., г. Камышин (Саратовская губ.), середина XIX в. Кунсткамера
Душегрейка. Волгоградская обл., г. Камышин (Саратовская губ.), середина XIX в. Кунсткамера

Пожалуй, единственное, что точно соответствует пушкинскому тексту, – это пёстрые лапоточки, выглядывающие из-под подола, – именно такие Лизина горничная Настя за полтину заказала сплести пастуху.

И тем не менее… «Повести Белкина» писались в Нижегородской губернии, в Болдине, да и действие «Барышни-крестьянки», возможно, происходит в тех краях. А для них характерна примерно такая одежда, как на героине шкатулки – по крайней мере, по типу довольно похожая.

Праздничная одежда, Нижегородская губ., первая половина 19 в. Рубаха-рукава, сарафан, епанча // pinterest.ru
Праздничная одежда, Нижегородская губ., первая половина 19 в. Рубаха-рукава, сарафан, епанча // pinterest.ru

Так абстрактная русская одежда Лизы превращается во вполне конкретный крестьянский костюм. Да и выглядит героиня очень нарядно – под стать своему собеседнику, пусть эта нарядность и крестьянская… ну, почти крестьянская. Интересно то, что Лиза на шкатулке очень похожа не на крестьянку, а на переодетую… цыганку. Можно предположить, что так художник трансформировал авторский портрет героини: «Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо». Так что огромные серьги, на которые мы обратили внимание выше, вполне к месту.

Но самое, пожалуй, интересное в сцене, изображённой на шкатулке, – пейзаж. Точнее, часть этого пейзажа.

З. Сазонова

Окончание следует

"Барышня-крестьянка": новая жизнь пушкинского сюжета

Карантин пока продолжается, но когда-нибудь (надеемся, что уже вот-вот) это закончится – и мы будем ждать вас в экспозициях Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Понравилась статья? Ставьте лайки, делайте репосты, подписывайтесь на канал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Ждём ваших комментариев!