Найти тему
Правый взгляд

Настоящая история Иисуса. Ч.2

Пользовательские письма

Но поскольку те, кого сегодня называют четырьмя евангелистами, записали свои версии истории Христа, то, возможно, появилось много других подобных историй.

Тогда Церковь не имела иерархической структуры. Это был набор независимых, часто неконтактных групп, каждая из которых имела свои традиции и рассказы. Часто в каждой из них действовали и другие версии записанных деяний жизни Иисуса.

В первые годы Церкви было много доктринальных расхождений. Одной из важнейших проблем была сложная взаимосвязь между Божественной и человеческой природой Иисуса и его положением по отношению к Богу-Отцу. Ко времени Никейского Собора, состоявшегося лишь в 325 году, продолжались споры, результатом которых стало формирование различных версий рассказов об Иисусе и других людях, связанных с ним.

Многие из них, включая недавно переведенное Евангелие Иуды или ранее известные Фомы, Филиппа и Марии Магдалины, возникли в гностической традиции, провозглашавшей антагонизм материального и духовного мира. Эти сочинения часто ставили своей задачей доказать правоту такой точки зрения, поэтому не стеснялись вкладывать в уста Иисуса учение, согласующееся с желанным автором тезисом. Последователи других взглядов использовали для борьбы с религиозными противниками точно такой же метод, используя прочитанные сообществом версии Евангелия.

Однако большая группа сочинений, окончательно не вошедших в канон 27 книг Нового Завета, была создана для того, чтобы удовлетворить обычное человеческое любопытство.

Деяния Иисуса мы знаем только с того момента, как он начал общественную деятельность, а значит, и с крещения в Иордане. Между тем благочестивые люди хотели знать подробности из более ранней жизни Иисуса, Марии или апостолов. И вот, пожалуйста - есть потребитель, есть спрос, поэтому формируется соответствующий текст на эту потребность.

К этой группе относятся хотя бы многочисленные Евангелия детства, для которых образцом является Протоевангелия Иакова. На ее основе были созданы, в частности, Евангелия: армянские, грузинские или арабские. Они часто создавались по принципу аналогии - в них фигурируют персонажи, известные из более поздних деяний Иисуса. Например, во время бегства в Египет за священной семьей скрываются два жулика. Конечно, это те же люди, которые позже будут висеть на крестах с двух сторон Иисуса.

Некоторые из самых странных историй мы можем найти в Евангелии детства Фомы(речь идет о детстве Иисуса-Фома-предполагаемый автор). Ибо, если Иисус делал такие необычные вещи, будучи взрослым человеком, то в молодые годы он тоже, конечно, не был обычным ребенком. В этом одном из древнейших апокрифических евангелий показана деятельность Иисуса между 5. а 12. годом жизни. Здесь повсюду чудеса – маленький Иисус с фантазией ребенка дает жизнь и убивать, калечит и лечит, пересыпая святого Иосифа в многочисленные заботы и подвергая его на претензии соседей. До того, как это Евангелие было признано неправомерным, оно было чрезвычайно популярным и любимым произведением, о чем свидетельствуют многочисленные обращения к нему.

Несмотря на то, что большинство таких рассказов не вошло в канон, именно на них основана огромная часть религиозных практик и поведения. Хотя бы весь обряд Рождества: вера в вертеп, осла, вола-все это происходит из апокрифических источников.

Более того, даже в канонических Евангелиях есть много апокрифических фрагментов, которые позже были добавлены к оригинальным текстам. Таким происхождением является история Благовещения, трех царей, рождения Иисуса и всего его детства. Ее нет в самом раннем Евангелии от Святого Марка. Более поздние Евангелия удовлетворяли любопытство верующих, добавляя свои собственные детали.

Тонкая граница

Помимо странных историй, апокрифы содержат много деталей, которые можно считать правдой. Тем более что часть этих сочинений создавалась одновременно с каноническими сочинениями-например, древнейшее апокрифическое Евангелие Петра. Найденные ее фрагменты содержат описание страстей, распятия и воскресения Иисуса. Сам текст похож на каноническое Евангелие Святого Матфея и лишь незначительно отличается от” официальных " Евангелий. Однако он был исключен из канона, так как в нем были обнаружены отрывки, относящиеся к гностическим взглядам.

– Однако резкое различие между православными текстами и гностической ересью было невозможно, - говорит профессор Збигнев Миколайко. – Здесь можно говорить только о преемственности взглядов: от мягкого гностицизма святого Климента до радикального, например каинитов.

Расхождения и сомнения в выборе сочинений, которые следует считать каноническими, тянулись очень долго. Наконец, состав Нового Завета, как мы его знаем сегодня, был установлен в конце IV века и, следовательно, спустя более 300 лет после создания текстов. Это был результат долгих споров, борьбы и противостояния различным видениям христианства. Часто граница, отделяющая апокрифы от писаний, официально признанных, настолько тонкая, что ее трудно увидеть даже специалистам.

Остается вера.