Задумываемся ли мы о том, что читаем своим детям? Поможет ли сказкотерапия, если читать все подряд, не думая о смысле?
Ребенок, слушая волшебную сказку, полностью погружается в нее всеми своими чувствами. Он живет в ней и ассоциирует себя при этом с главным героем. И вот после всех приключений, ребенок с ужасом слышит, что главного героя попросту съедает людоед или волк или баба-яга.
После такого стресса У РЕБЕНКА ИСЧЕЗАЕТ ЧУВСТВО БЕЗОПАСНОСТИ И ПОЯВЛЯЕТСЯ СТРАХ ЗА СВОЮ ЖИЗНЬ. Он плохо спит по ночам, боится оставаться один в темной комнате, становится тревожным, плаксивым и капризным. Родители негативно относятся к таким проявлениям и начинают «лечить от страха», продолжая читать жуткие сказки, оставляя ребенка одного в комнате, чтобы «вырабатывал характер». Такое воспитание может закончиться лечением у психиатра, если вовремя не остановиться.
Практически все сказки братьев Гримм заканчиваются печально для главных героев. Самые известные из них:
Волк и семеро козлят. Все козлята погибают, кроме младшего, который рассказывает матери о случившемся. Затем следует описание, как коза вспарывает живот волку и освобождает своих детей.
Гензель и Гретель. В этой сказке детям грозит двойная опасность. Сначала их хотят съесть родители и ребята убегают в лес. Заблудившись, они попадают в пряничный домик бабы-яги, которая частенько ест детей. Гензель и Гретель чудом спасаются из домика, но про их жуткие «приключения» неприятно читать даже взрослому.
Красная шапочка. Девочка идет в гости к бабушке, но встречает по дороге волка. Волк, узнав куда направляется девочка, опережает ее, съедает бабушку, а потом и внучку. Проходившие мимо дровосеки убивают волка и достают из его живота невредимых бабушку и внучку. В первоначальном варианте эта народная сказка содержит еще более страшные подробности.
В безобидной, казалось бы, сказке Колобок, лиса съедает главного героя. В легенде об Одиссее людоед пожирает несчастных товарищей царя Итаки. А вспомните «Ивашку под простоквашкой» из знаменитого мультика Ивашка из Дворца пионеров. В русских сказках герой часто избегает страшной участи, но, тем не менее, тема каннибализма присутствует.
Ваш малыш может не иметь той сверхчувствительности, которая заставит другого ребенка плакать от горя и страха после такой сказки. Но все же стоит избегать подобных травмирующих историй. Тем более, что есть огромное количество действительно лечебных волшебных сказок, воспитывающих сострадание и любовь в маленьком сердечке. Такие произведения развивают воображение и фантазию, заставляют думать.
Это сказки Г.Х.Андерсена Снежная королева, Девочка со спичками, Стойкий оловянный солдатик, Русалочка. Здесь можно возразить, что в рассказе Девочка со спичками главная героиня умирает. Но такой итог вызывает сострадание, а не ужас. Ребенку грустно, а не страшно. Бывает, что малыш не хочет слушать такие сказки, это лишь говорит о его отзывчивости и ранимости. Поэтому лучше отложить их на время и начать читать в более взрослом возрасте. Ведь есть и другие добрые сказки:
В. Гюго Козетта
- А. Линдгрен Пеппи Длинный чулок
- Д. Биссет Сказки про тигренка Бинки, поросенка Икара и других, Любимые сказки, Путешествие дядюшки Тик-Так
- С.Т. Аксаков Аленький цветочек
- П. Бажов Серебряное копытце
- Ф. Зальтен Бемби
Этот список можно продолжить. Что я и сделаю в следующей статье )
! Детям нельзя читать каннибалистические сказки. Они вызывают ужас и отрицательно влияют на психику. Добрые сказки пробуждают отзывчивость и развивают воображение.
Если понравилась статья, поставьте лайк :) и подписывайтесь на канал.