- Серёж, давай сегодня прогуляемся вокруг церкви,- предлагаю я мужу,- Надо там во дворе розы сфотографировать.
- Делать тебе нечего, что ли? Это же не твои вопросы,- ворчит Сергей,- Есть там служительница, пусть и разбирается, что и как выросло из того, что вы насажали.
Весной прошлого года служительница- болгарка, много лет следившая за порядком в нашей сельской церкви, сказала, что по состоянию здоровья не может больше этим заниматься. Действительно, работы там хватает - и уборка помещений и внутреннего двора, и дежурства по воскресеньям и праздникам. За это кметство доплачивает символическую денежку- 70 лева в месяц. По большому счёту это действительно работа "во славу Божью", так что новую служительницу в селе искали долго.
В конце- концов согласилась одна из наших рускинь, человек глубоко верующий. Она же и попросила в нашей закрытой сельской группе на Фейсбуке помочь ей сделать генеральную уборку.
Пришло человек двадцать. Кто-то наводил чистоту внутри церкви, кто-то занимался посадками во дворе. Главное- надо было убрать съеденную огнёвкой самшитовую изгородь во дворе церкви и заменить её чем-то другим. Решили посадить розы. Накупили в Карнобате саженцев роз в пакетах, мужчины выкорчевали и вывезли засохшие самшиты - и вот на их месте протянулся ряд молоденьких кустиков.
Этой весной высаженные розы уже зацвели. И всё бы ничего, но саженцы покупались вразнобой, без учёта сортов - и вот теперь оказалось, что одни розы- высокие кустовые, другие- стелющиеся почвопокровные, да и посажены они слишком близко друг к другу.
Ничего страшного, конечно. Просто , наверное, надо отметить, где какая роза находится, прикинуть, как они будут разрастаться и этой осенью или будущей весной несколько штук пересадить. Чтобы и смотрелись аккуратно, как живая изгородь, и не мешали друг другу. Ну, это я так думаю. Работы тут немного, главное- правильно распланировать.
Один раз, кстати, наша русская община уже участвовала в благоустройстве церкви. Купол колокольни и деревянная обшивка имели чрезвычайно непрезентабельный вид и требовали ремонта. Скинулись по 10-20 лева, один из наших руснаков, Игорь, закупил материалы, нанял машину- подъёмник и собственноручно покрасил купол золотистой краской и поменял доски. Денег хватило ещё и на то, чтобы отремонтировать бездействовавшую чешму на въезде в село.
А вот с ремонтом крыши нашей сельской библиотеки было сложнее. Здание большое, двухэтажное, крыша прохудилась напрочь и при этом страдал книжный фонд. Заведующей библиотекой Цонке Димовой так и не удалось добиться выделения средств на ремонт от Министерства культуры. Сумма же требовалась внушительная - много тысяч лева. Тогда она объявила сбор средств через Фейсбук в группе, объединяющей выходцев из села (а это почти 900 человек). Деньги собрали, крышу поменяли полностью. Даже черепицу новую поставили.
Потом Цонка вывесила списки тех, кто сделал пожертвование на ремонт библиотеки, и полный отчёт об использовании собранных средств. Впрочем, в порядочности Цонки и без того никто не сомневался.
Надо сказать, что к сбору средств через Интернет я всегда относилась и отношусь довольно скептично. Какой бы ни была душераздирающей картинка и жалобным текст, денег я не высылаю. Разного рода побирушек в Интернете сейчас развелась уйма, один несчастнее другого. Но мне почему-то кажется, что есть родственники, друзья, знакомые , соседи и оказывать кому-либо материальную помощь в первую очередь должны они. Те, кто знает человека лично и в курсе всей ситуации. Если посчитают нужным помогать, разумеется. Дело-то сугубо добровольное.
Впрочем, это моё личное мнение. Не утверждаю, что правильное.
А розы у церкви всё-таки надо будет потом пересадить. Пока кустики небольшие , сделать это несложно.
Так лучше будет.