Найти тему
Родом-из-детства

Конспекты как произведение искусства. Лайфхак для педагогов.

пример визуального конспекта с сайта Instagram
пример визуального конспекта с сайта Instagram

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Вспомните, пожалуйста, свое школьное детство. Как вы писали конспекты? Вас учили этому или вы делали записи произвольно, как придумали, так и оформляли?

Как то в начале учебного года задала я 10-му классу сделать конспект изученной темы. Мои ученики выполняют такие работы с 5 класса. Обычный объем ученических конспектов - 1-2 странички структурированного текста со схемами, нумерованными списками, таблицами. А новенькая девочка, которая недавно перешла к нам в школу, сдает работу на 15 листов!
Ни одного заголовка, сплошной текст без абзацев, да еще и корявым почерком. Открываю параграф, сверяю - девочка полностью переписала текст учебника от первой буквы до последней. Ребенок сидел, писал не один час. Зачем???
Ставлю "смотрено" без отметки, возвращаю с рецензией "переделать! Требуется выполнить конспект, а не переписывать учебник! окажу помощь!".
И что бы вы думали: на другой день девочка предъявила мне претензии, что ей не выставлена отметка "5". И железобетонный аргумент: "А в моей старой школе за такие конспекты учителя всегда ставили "5" - у меня очень подробный конспект..."

Большинство моих коллег считают, что дети умеют писать конспекты по умолчанию. И тратить время на обучение КАК отбирать важное и КАКИМ ОБРАЗОМ делать записи - не нужно. Переписать все с доски, записать то, что диктует учитель - могут все! А еще в ходу правило - чем больше ты напишешь, тем выше оценка.

Обычно на уроках обобщения провожу практикумы по составлению конспектов по изученным разделам. Так, чтобы получился красивый визуальный конспект. И 5-классники, и ученики старшего звена с одинаковым интересом достают карандаши, фломастеры, гелевые ручки и начинают рисовать.

Не знаете, чем занять учеников? Научите ребят рисовать визуальные конспекты!

Когда раздаются скептические вопросы: "А зачем это нужно?, "Я не умею рисовать!" отвечаю следующее:

  • рисовать могут все (Майк Роуди это доказал!);

сделать простой рисунок из кругов, точек, линий, квадратов и треугольников сможет даже первоклассник. Для образца даю различные шаблоны с простыми рисунками: не можешь придумать сам - перерисуй готовый. Так же обстоит дело и с размещением текста на странице - даю шаблоны.

фрагмент рабочей тетради авторского курса "Визуальные конспекты" Елены Александровой и Александры Скребцовой
фрагмент рабочей тетради авторского курса "Визуальные конспекты" Елены Александровой и Александры Скребцовой
примеры размещения текста на странице (фрагмент рабочей тетради курса "Визульные заметки")
примеры размещения текста на странице (фрагмент рабочей тетради курса "Визульные заметки")
  • информация лучше запоминается, если она повторена в текстовой и визуально-образной формах (можно еще использовать видео и аудио).
так авторы обосновывают действенность визуальных конспектов
так авторы обосновывают действенность визуальных конспектов
  • рисование визуальных конспектов приносит удовольствие и творческое удовлетворение.
примеры с сайта Pinterest.com
примеры с сайта Pinterest.com

Конечно, учителю требуется потренироваться самому, а потом учить детей. В интернете много различных он-лайн курсов по визуальным конспектам. Я училась у Лены Александровой (она много лет занимается теорией планирования и обработки информации) и Саши Скребцовой (филолог, преподаватель, лауреат премии "Лучший книжный блог в Инстаграм 2019"). Ссылки на их аккаунты и курс размещу внизу поста.

Слушатели получают пакет рабочих тетрадей, видеолекции, поддержку в закрытом чате. И еще одно немаловажное преимущество - доступ ко всем материалам не ограничен по времени! Можно вернуться в свой личный кабинет обучающей платформы и через год, чтобы повторить или что-то скачать.

Получается не сразу. Огромную помощь оказывыют рабочие тетради с прописями для освоения шрифтов и рисунков. Прямо, как в 1 классе, но зато рука набивается, достигается автоматизм линий.

Учиться интересно! И очень красиво. И когда, слушая очередной методический вебинар для учителей, я вместо линейных записей нарисовала свой первый визуальный конспект, который приятно рассматривать, и все в нем видно и понятно, убедилась, что время потрачено не зря.

Дам совет всем, кто будет искать для себя подходящий он-лайн курс: внимательно изучите программу. Многие авторы дают очень подробную теорию: о видах бумаги, инструментах для рисования, историю визуализации информации, обзоры компьютерных программ и т.п. Не спорю, это все очень важно. НО можно утонуть в теории, не дойдя до практики. А слушателям как раз важно научиться рисовать. Тут нужна практика.

Инстаграм:

Елена Александрова (@elena.realize)

Александра Скребцова (@alex_skrebcova)

Обучающие курсы - здесь.

pedsovet70@mail.ru