25 декабря 2012 года Госдумой был принят закон № 271-ФЗ, в результате чего в главном жилищном законе страны появилось новое понятие – «капитальный ремонт многоквартирных домов» (МКД). Стартовала общероссийская система накопления средств на капремонт в начале 2014 года. Как идёт выполнение этого закона в Кузбассе?
У населения накопилось немало вопросов по поводу данных нововведений в ЖК РФ, разобраться с которыми неспециалисту весьма сложно. Некоторые из них я задала генеральному директору Некоммерческой организации (НО) «Фонд капитального ремонта» (далее – «Фонд») Руслану Галимову. И он с готовностью поделился своими мыслями и знаниями. Собственно, на основе его ответов и появился данный материал.
Итак, в Кузбассе соответствующий закон был принят 14 ноября 2013 года в соответствии со статьей 178 Жилищного Кодекса РФ, а также закона Кемеровской области от 23 декабря 2013 года № 141-ОЗ «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах». Приказом департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса в Кемеровской области региональным оператором стал вышеназванный «Фонд». Общая копилка начала пополняться за счёт взносов собственников жилья в начале следующего 2014 года. До 1 мая нынешнего года включительно взносы начислялись управляющими компаниями. В платёжных документах показатель «капремонт» стоял отдельной строкой, а поступающие средства должны были уходить по назначению.
Но уходили не всегда и не везде. Частенько по пути в «Фонд» они терялись. Некоторые управляющие компании часть этих средств придерживали для себя, любимых, и таким образом копили долги. В городе Берёзовский самый большой долг оказался у «Берёзовской сервисной компании» (БСК), в дебрях которой затерялось 15 миллионов рублей. И потому сейчас Берёзовский фигурирует в списке трёх городов Кузбасса (Кемерово, Белово, Берёзовский), задолжавших 83 процента от общих сборов в регионе!
А между тем руководитель компании-должника из небольшого шахтерского города – лицо известное и в областном центре. Вячеслав Львович Чайковский, член партии «Единая Россия», до весны этого года был депутатом горсовета Кемерова. Вхож во многие кабинеты различных учреждений и организаций областного масштаба. Очень рукопожатный. До того рукопожатный, что остаётся в партии «Единая Россия» несмотря на то, что на него и его жену заведено четыре уголовных дела. Вот и в прошлом году его фамилия фигурировала в уголовном деле о подделке документов – отжимал автомобиль у бывшей сотрудницы. Машину, кстати, пришлось вернуть, согласно решению суда.
Самое любопытное, что вся шумиха вокруг имени предпринимателя никак не сказывается на его положении в обществе – как с гуся вода. До сих пор Вячеслов Львович преданно служит «Единой России» (о том, что исключён или вышел из «ЕР», информации нет), и которая стала для него словно индульгенцией за финансовые, скажем мягко, грешки. Похоже, там и действительно «своих не бросают».
– Из-за подобных чайковских «Фонд» и переходит на «самоначисление» – в целях предотвращения незаконного удержания управляющими компаниями денежных средств собственников, – говорит Руслан Галимов. – То есть, платёжные агенты, с которыми у «Фонда» были заключены соответствующие договоры, вышли из доверия, и, начиная с 1 мая, сборы идут напрямую на счета регионального оператора.
Новая схема оплаты взносов за капремонт не пришлась по душе населению Берёзовского. Чтобы уплатить все месячные коммунальные платежи, приходится либо пешком преодолевать километры, либо тратиться на автобусные поездки из-за того, что ряд платежей принимают в разных местах. На почте и в Сбербанке берут за услугу комиссионные. Получается, и физически тяжело – особенно людям пожилого возраста, и материально накладно. Иными словами, совершенствовать систему платежей необходимо.
Но это лишь малая толика того недовольства, которое замутило душу горожан после публикации многочисленных адресов приёма взносов и места нахождения кубышки, куда направляются эти средства. Люди категорически против того, чтобы деньги берёзовских плательщиков аккумулировались в питерском ПАО «Банк ВТБ», филиал которого расположен в Красноярске. Там их следы, убеждены плательщики, отыскать со временем будет нельзя. Либо средства «прихватизируют» по каким-нибудь надуманным основаниям, либо банк лопнет. И плакали тогда наши денежки, а с ними и капремонт.
Нет, горожане не несут напраслину, прогнозируя негативный сценарий развития событий. Есть горький опыт. За семь лет до образования «Фонда», в 2007 году городская администрация «со депутаты» уже проворачивали подобную операцию (аферу?) с этими же взносами – на капремонт. Решение тогда принимал городской Совет народных депутатов на очередной (57-ой по счету) сессии. Народные радетели рассматривали проект решения главы города Колесникова, который предлагал утвердить тарифы на капитальный ремонт многоквартирных домов. О чем красноречиво свидетельствовала и повестка дня: «Об утверждении тарифа на капитальный ремонт мест общего пользования для собственников жилых помещений в многоквартирных домах в городе Берёзовский».
И такое решение под № 239 было принято – «в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса». Самое интересное (или даже невероятное), что в этом законе нет ни единой статьи, ни единого пункта, ни единой строчки о капитальном ремонте многоквартирных домов! Речь действительно идёт о тарифах коммунального комплекса, но в основном о тарифах на бытовые отходы, загрязняющие окружающую среду, и т.д., и т.п.
Читали ли вообще депутаты городского совета этот закон, на которое опиралось решение №239? Или попросту испугались главу города с замашками фельдфебеля А. И. Колесникова, а потому не соизволили углубляться в дебри тарифной политики? А может, понадеялись на юридическую безграмотность населения? Да ещё приплели ни к месту «Устав города», где нет статьи, разрешающей самостоятельно повышать квартплату в виде новых начислений, свободно трактуя федеральные законы. Вот что пишет о сложившейся на тот момент ситуации по капремонту гендиректор «Фонда» Р. Р. Галимов: «До создания НО «Фонд капитального ремонта» регионального оператора на территории Кемеровской области не существовало».
Насколько мне известно (созванивалась с управляющими компаниями и редакциями газет нескольких муниципалитетов), ни в одном городе Кузбасса этот закон (210-ФЗ) не восприняли тогда как спусковой крючок для повышения квартплаты. Берёзовские депутаты горсовета его приняли «на ура», особенно не задумываясь, что за эксперимент задумывал мэр. Словно жители – подопытные морские свинки.
На выборы эти люди шли под лозунгом «мы – команда» («команда» любителей пошарить по карманам жителей города? – личное мнение). Эта «команда» показала себя с самой непривлекательной стороны из-за некомпетентности, безответственности и чинопочитания в стиле «чего изволите-с». Противно. А ведь некоторые из «тех» депутатов до сих пор ходят в народных избранниках! Парадокс: ухудшают народу жизнь, но все равно числятся народными.
А теперь главный вопрос: куда же делись все эти деньги, собранные на капремонт многоквартирных домов в городе Берёзовский за целых семь лет (с января 2007 года до января 2014-го)? Кому народ отдавал свои кровные, кто ими воспользовался? О них – ни слуху, ни духу. Этот вопрос я задала и Р. Р. Галимову. Он ответил более чем доходчиво: «… судьба денежных средств, собранных с собственников до декабря 2014 года на капитальный ремонт мест общего пользования, «Фонду» не известна». От себя заметим: и берёзовцам тоже. При том, что направление вроде бы не засекречено.
По данным «разведки», немалые средства, полученные за семь лет обманным путём, аккумулировались в том же Красноярске. Вот почему люди возмутились, когда именно там создали и новый общий «котёл» для тех же нужд. Никто не верит в то, что деньги дойдут до собственников жилья в виде ремонтов домов, как не дошли и ранее изъятые из их карманов. Люди попросту гадают, какая участь уготована нынешним взносам. А параллельно: как узнать судьбу предыдущих платежей? Ведь за ушедшие в историю годы там наверняка «накрутились» миллионы!
Валентина Цыбо
P.S. Приносим благодарность генеральному директору НО «Фонд капитального ремонта» Руслану Ринатовичу Галимову, добросовестно ответившему на все заданные вопросы.