Сегодняшней публикацией мы открываем серию интервью, посвященную предстоящему голосованию по поправкам в Конституцию РФ. Выразить свое мнение по отношению к пакету нововведений, как известно, можно будет 1 июля – в день, который объявлен нерабочим.
Интересоваться позицией представителей партии власти, как нам кажется, особой нужды нет – достаточно включить телевизор и перейти на какое-нибудь политическое ток-шоу, которых изобилие на наиболее состоятельных каналах, финансируемых и государством, в том числе. Одни и те же лица, годами воспевающие преимущество действующего режима не только над остальными соотечественниками, но и над всем миром, популярно объяснят, какие замечательные перспективы ждут население после принятых изменений. А специально созданные ролики, транслируемые в рекламных перерывах, укрепят в этой вере.
Увы, точку зрения оппозиции – как системной, так и несистемной, а также ряда общественных формирований, критически оценивающих действия тех, кто устанавливает сегодня «правила игры» в стране, там не встретишь. А если она, эта точка, как-то и проявит себя через очередную приглашенную жертву, то ее тут же «забьют» штатные эксперты и политологи под аплодисменты взирающей на диалог публики. Короче, слово хотелось бы дать тем, кто его, по сути, лишен.
Начинаем мы серию данных публикаций с интервью, которое дал «Волости» заместитель председателя регионального отделения партии «Яблоко» Владимир Шехтман. В самом начале беседы мы попросили одного из лидеров политического движения в Кузбассе рассказать об общем отношении партии к грядущим конституционным изменениям.
– Следует отметить, что сразу же после того как было объявлено о внесении поправок в действующую Конституцию, в «Яблоке» была принята «Декларация», зафиксировавшая наше отношение к грядущим изменениям. Приведу лишь небольшую выдержку из нее, чтобы сразу стало понятно, о чем идет речь: «Мы считаем, что менять соглашение односторонне, авторитарно, в спешке, с нарушением правил изменения, закрепленных в гл. 9 самой Конституции, — это нарушение фундаментальных прав народа как определяющей стороны общественного договора…». А заодно был создан и Общественный конституционный совет, призванный сформировать пакет альтернативных поправок, в который вошли не спортсмены и актеры, не бизнесмены и профессиональные политики, как в комиссии Госдумы, а правоведы и ученые, люди, делом доказавшие, что стоят на защите интересов народа.
Как и ожидалось, работа представителей значительной части общества, направленная на разделение всех ветвей власти и их сменяемость, оказалась невостребованной. Не для того задумывалось внесение поправок в Основной Закон, чтобы усилить демократические принципы в стране или укрепить действие положений о социальной защите граждан. За короткий промежуток времени мы стали свидетелями того, как выстроенная за долгие годы под эгидой одной партии вертикаль власти, полностью игнорируя мнение и интересы самых различных слоев населения, оставила в числе поправок только те пункты, которые сочла нужными. И массово отметилась своим почтительным отношением к президенту – инициатору этих поправок. О каком гражданском обществе при столь откровенном интеллектуальном насилии может идти речь?
– Тем не менее, ЦИК, подготовивший агитационные телевизионные ролики «за» поправки, которые он почему-то считает исключительно информационными, делает акцент именно на социальной составляющей – индексации пенсий, адресной социальной поддержке, минимальном размере оплаты труда, доступности качественной медицинской помощи…
– Наш земляк, Вячеслав Чернов из Таштагола, сделал, с моей точки зрения, замечательный анализ всех поправок, собранных в единый пакет, за который нам и предстоит проголосовать. Их, кстати, достаточно много – 206. Распечатав, он закрасил те, которые касаются, скажем так, нужд человека, одним цветом, а те, которые направлены на государственное переустройство – другим.
Визуально получилось очень эффектно, потому что о закреплении социальных гарантий и вообще об интересах гражданина страны говорится лишь в семи процентах предполагаемых конституционных изменений. Они и были нужны для того, чтобы как-то оправдать внесение поправок, чтобы было о чем сказать населению с экрана телевизора. А об истинном их смысле мы узнаем чуть позже. Хотя об одном из них можно говорить уже сейчас – «обнуление» президентских сроков действующего главы государства позволит по-прежнему концентрировать власть в стране небольшой группе людей, возглавляемой Владимиром Путиным. Потенциально нынешний президент при отлаженной системе махинаций на выборах может остаться у управления государством до 2036 года.
При этом многие сторонники изменения Конституции утверждают, что есть в проекте и немало полезного. Например, поправка о том, что чиновники не смогут больше иметь вид на жительство и счета за границей. На наш взгляд, это довольно наивное рассуждение. Недобросовестные чиновники просто перепишут зарубежные счета на подставных лиц, и приезжать жить туда будут уже к своим родственникам. А вот возможность воровать, будучи лояльным высшему руководству страны, поправки как раз и не отменяют. Для этого надо, чтобы суд представлял самостоятельную ветвь власти (а по поправкам он становится ещё более зависим от вертикали); чтобы занятие бизнесом было более свободным, независимым от государства (а поправки только усугубляют эту зависимость и ликвидируют остатки местного самоуправления); чтобы была смена власти и каждый чиновник знал, что следующий «босс» в случае чего его не пощадит (а поправки позволяют преодолеть даже те препоны для вечного захвата господствующей высоты группкой, дорвавшейся до неё однажды, какие были в действующей конституции).
– Как решила действовать партия «Яблоко» 1 июля – в день голосования? Хотя дата, конечно, условная, учитывая, что «сбор» мнений начнется неделей раньше указанного срока через электронное голосование, голосование на придомовых площадках…
– Тут можно было бы ответить фразой, которую употребил Григорий Явлинсккий: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и … не сидит в собрании развратителей». Партия считает неуместным принимать участие в незаконных мероприятиях. То, что с огромной скоростью развивалось на наших глазах с начала года и по сей день, к законной процедуре никак не отнесешь. Добавил бы к этому и следующие его слова, характеризующие причину данной позиции: «Суть номенклатурно-бюрократического корпоративного государства мафиозного типа — в сращивании исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти, в их переплетении и подчиненности персонально авторитарному правителю. Такая система управляется с помощью страха и коррупции. В ней не бывает ни честных выборов, ни независимого суда, ни верховенства права, ни справедливости…».
Но речь о тотальном бойкоте голосования по поправкам в Конституцию членами партии и сочувствующими не идет. Каждый волен определяться сам. Если кто-то считает, что любое действие лучше, чем бездействие, что голосование как-то может повлиять на окончательный результат, он может пойти на избирательный участок и высказать там свое категорическое «Нет» продолжающейся узурпации власти. Что, кстати, лично я и намерен сделать. Однако и этого, считаю, недостаточно: надо постараться мобилизовать всех, кого можно, сделать то же самое.
Владимир Максимов