Очень хочется в театр…
Мы все устали от вынужденной изоляции, всевозможных ограничений, бесконечных новостей о пандемии и неопределенных перспективах выхода из нее… От фразы «мир никогда не будет прежним»,превратившейся в клише от несчетного повторения журналистами и политологами, пытающимися прогнозировать будущее.
Очень хочется в театр.
Теплилось что-то все последние месяцы в он-лайн формате на канале Культура и в интернете, но ничем не заменишь энергетику сцены, дыхание оркестра…
Хотя соглашусь с несравненной и загадочной Глэдис Дикон: «Уединение – это счастье, оно позволяет тебе стать кем угодно»… А «человеческий бал-маскарад – это упущенное время». Сказано век назад. С тех пор без этого «бал-маскарада» многие вообще не представляют своего существования.
И вот – испытание уединением. Почти четыре месяца изоляции! Но, чтобы не задумывались, ТВ, не гнушаясь физиологическими подробностями, лавиной обрушило с экрана на привязанного к дивану зрителя бесконечные реалити-шоу. Кто там только не побывал со своими скандальными проблемками: брошенные любовницы и неверные мужья, внебрачные дети и мнимые родители… Сериальная линейка не отставала, и все сюжеты там вертелись вокруг того же: деньги и секс… Один «Пес» наНТВ вкупе с «железным» напарником скрашивал за счет своего овчарочьего обаяния и брутального комизма сыщика Гнездилова (феерический М. Жонин) общий убогий «пейзаж» впихиваемой в зрителя «отвлекающей» телепродукции.
Наши каналы стойко держат позиции: всякие там мудрые философствования про смысл жизни и вечные ценности – глупость, архаика, это не дает рейтингов, а, значит, не приносит прибыли. Главное – бизнес, ничего личного! Карьера, деньги, секс, успех – вот «скрепы» всего нынешнего масскульта, включая кино, сериалы и книжную индустрию. Ни о чём никогда не париться – важнейшее из искусств!
Ау, политологи! Мир и без пандемии давно уже не прежний….
Ажиотаж вокруг Гарри Поттера или бездарной книжонки «Пятьдесят оттенков серого» – это приговор HÓMO SÁPIENS и свидетельство полного оглупления того феномена, что мы привыкли называть культурой. Доказательства? Унылое и пошлейшее чтиво, состряпанное английской домохозяйкой на своем смартфоне,было продано в 7 странах мира тиражом более 30 миллионов экземпляров! Книга стала рекордсменом по скорости продаж, обогнав даже серию романов о Гарри Поттере и вампирские «Сумерки». В июне 2012 года роман «Пятьдесят оттенков серого» стал первым произведением, разошедшимся в количестве миллиона копий на AmazonKindle, и был включён в список#нормасорокина#… версии Publisher Weekly за 2012 г. В том же году роман оказался самой продаваемой книгой на российском рынке! Как говорится, ура, и мы «оцивилизовались»!
А в театр все равно хочется!
Но ведь не угадаешь, и вдруг попадешь в такой, где ставят вроде бы Шекспира, но без Шекспира! Как «Лир» у Богомолова…Пусть даже женщины там — мужчины, а мужчины — женщины, а сам «король Лир» – и вовсе бесполое существо…. Шекспира нет! Есть выморочные режиссерские фантазии об ужасах советской действительности 40-х -50-х годов… Как «Чайка» у Бутусова, где нет Чехова, а есть парад-аттракцион уродов, в котором «банда» режиссера с подручными актерами буквально «выпотрошила» «Чайку»… Как «ЕвгенийОнегин» Туминаса, в котором нет и намека на пушкинскую атмосферу, зато есть Ольга, эдакая кривляющаяся клоунесса с гармошкой, а Онегин с манерами лихого «братка» ножом закалывает Ленского…
«Лир», «Чайка», «Онегин», «Идеальный муж» на афише – лишь видимость… На сцене – с претензией на многозначность – эрзац классики. Классики, препарированной в угоду режиссерских перверсий в «норму» Сорокина, большого мастера цинично паразитировать на всем «великом и прекрасном». Ф. Достоевский провидчески представил подобный «творческий» тип в фигуре Лямшина в «Бесах»… Перечитайте, многое станет понятнее…
В мире современного искусства Бог давно умер… там все, к чему прикасается называющий себя художником, становится сорокинской «нормой», что в живописи, что в театре… Смакование физиологических отправлений, «телесного низа», имитация жанров и стилей, уводящая в беспросветный абсурд.
Оливье, селедка под шубой, водка, песня, водка. Лир поет про Магадан – застолье по случаю Дня Победы…
Видимо, заразная это штука – подобная режиссерская креативность. Потому что многие рецензии критиков на упомянутые мною спектакли – очень похожи на сами спектакли: сплошной невнятный поток сознания и восхищение, например, такими «художественно точными и тонкими находками»:
«первая брачная ночь Корделии и Заратустры, где оружие возникает как эротический символ, а ласки заменены выстрелами».
О чем, к чему, зачем Лир решил спеть про Магадан, а доктор Дорн в «Чайке» станцевать под хит Сальваторе Адамо, а Эдмонд, распустив белые космы и, стремительно соблазняя Корделию, откусывает ей язык? Зачем на месте французского короля возникает персонаж, именуемый послом Европы в нашей стороне господином Заратустрой? Зачем некто Семен Михайлович Корнуэлл (Дарья Мороз) выглядит самураем и в итоге делает себе харакири, вываливая наружу жирные лоснящиеся колбаски в виде кишок? Зачем, зачем этот игрушечный пыточный адок на сцене? Многозначность, символика, гипертрофированное до садизма проклятие прошлому? «Если это Шекспир, пишет в отзыве на спектакль один из зрителей, почему актёры “глотают” из него процентов восемьдесят, а специально помеченный в программке “текст Отсебятины” (мат,режиссёрские ремарки, песни советских композиторов) артикулируют так, что каждую буковку слышно?». А, «может, это не мир прогнил, а мозг филолога Богомолова (театральным режиссёром не назову его даже под дулом бутафорского пистолета) – и посыпалось оттуда без разбора всё то, что прочитал он за свою не такую уж долгую жизнь»? – продолжает вопрошать зритель.
Но любые вопросы, подвергающие сомнению режиссерскую гениальность останутся без ответа. Подлинная драма времени, драма П. Целана, В. Шаламова, Откровение Иоанна Богослова превращены в дьявольский гран-гиньоль холодной изобретательностью упоенного свободой самовыражения нарцисса Богомолова. И, к сожалению, не его одного… Удалось побывать на «прогоне» «Нуриева» в Большом в постановке Серебренникова… Та же #нормасорокина#… Выкидыш рационального, коммерческого ума.
В самой же постановке «Нормы» Сорокина (реж. Диденко совместно с мастерской Д. Брусникина) на сцене Театра на Малой Бронной (худ. руководитель театра Богомолов) уже и берегов извращениям и непотребству нет. Конечно, фекальный душок, видно, вызывал особое наслаждение у «своей» для Богомолова публики, но вот в деталях изображенный акт, когда один из актеров сношал «родную землю», вызвал некоторую оторопь зала. Наверное, не читали подлинника, где буквально сказано: «Это продолжалось бесконечно долго, и в тот миг, когда горячее семя Антона хлынуло в Русскую Землю, над ним ожил колокол заброшенной церкви”.
Есть обещающая немалую прибыль бизнес-идея для подобных театров.
Искусство этого нового, «не прежнего», мира, «совриск» на языке «прилично образованной» публики, вместе со всеми нами тоже очень скоро очнется от «самоизляции», и непременно будет обращаться за материальной поддержкой к столь презираемому им государству, за грантами на новые фильмы, постановки, на издательские и выставочные, как принято нынче говорить, «проекты».
Между тем, такие театральные площадки, как у Богомолова и Серебренникова, вполне могут обойтись и без жалкой господдержки. И даже стать весьма прибыльными, если перейдут в разряд стрип-клубов для интеллектуалов, всевозможных хипстеров и продвинутых блогеров, светской публики, охочей до «жареного» и презирающей всю эту отжившую архаику классики.
Есть полная уверенность, что эти новые стрип-клубы, добавив театральности в виде текстовой «отсебятины» на темы актуальной политики, будут обречены на успех. Тела много, секса достаточно, молодые актеры пластичны и лишены замшелых предрассудков типа стыдливости и пр.
Кстати, идею подсказал Валерий Печейкин, автор текстов про «е..нутую Россию» и «ган..нский народ», куратор направления «Гоголь+» театра Гоголь-центр… Он тут как-то выразился следующим образом: «В спектакле должна быть одна яркая сцена и этого достаточно, чтобы зритель пошёл. Самое яркое – секс… Художник должен жечь сердца людей, а публика должна гореть».
Представляете аншлаг в театральном стрип-клубе Богомолова? СЕКС + РАЗРУШЕНИЕ СССР! Под напитки, пляски и зажигательную политическую «отсебятину» какого-нибудь Шендеровича?
Людмила Лаврова
Читайте больше материалов на нашем сайте