Всем доброго дня. В прошлой статье кратко рассмотрели, что такое музыкальный размер. Сегодня разберем подробнее размеры на «2» и на «3».
Итак, простые размеры бывают двудольными, со счетом на «два», и трехдольными, со счетом на «три». Объединяя простые размеры, получаем сложные, их особенность в том, что появляется дополнительная «ударная» доля - относительно сильная. Первое, что необходимо сделать при определении размера – найти первую сильную долю, что, чаще всего, происходит инстинктивно. Мы слышим ее автоматом, в музыке она выделяется каким-то акцентом, в этом месте нам буквально хочется сказать «раз». Затем находим следующий аналогичный по силе акцент, расстояние между ними и есть музыкальный такт. И еще раз порекомендую, если вы учитесь играть на гитаре, забудьте обо всех этих горе-советах «как выучить бой» по принципу «два раза вниз, два раза вверх». Если не получается на первых парах ухватить и переложить ритм в правую руку, то лучше просто закройте глаза и стучите ладонью по струнам, напевая песню про себя. А чтобы четко слышать и понимать размер звучащей музыки, ее надо слушать и приучать свой слух к этим паттернам. На практике это, на самом деле, гораздо проще, чем кажется. А что слушать для знакомства, сейчас разберем.
Размер 2/2, 2/4, 4/4, 8/8
Начнем с двудольного, это самый распространенный размер в современной музыке. Он прост, понятен, он «качает», его легко отстучать, напеть и танцевать. Сильные и относительно сильные доли ровно чередуются со слабыми. Считается «раз-два» и «раз-два-три-четыре».
Размер 4/4 в современной музыке настолько популярен, что даже сложно что-то выбрать для примера, подберу из разных стилей.
2/2:
- Чижик-пыжик, народная
2/4:
- Кузнечик, В. Шаинский
- Турецкий марш, В.А. Моцарт
- Каприс №24, Н. Паганини
4/4:
- Лунная соната, Л.В. Бетховен
- Requiem for a Dream, К. Менселл
- Love Me Tender, Э.Престли
- Bogemian Rhapsody, Queen
- Группа Крови, Кино
- Paparazzi, Lade Gaga
- Bad Guy, Billie Eilish
- Stan, Eminem
8/8:
- Петрушка, И.Стравинский
- Симфония №1, Г.Малер
- Rebel Rebel, Д.Боуи
- Ламбада
Размер 3/4, 3/8, 6/8
Размер на «два» не всегда был так популярен. В средневековой и классической музыке был более популярен размер на «три», в нем написаны большинство церковных гимнов и почти все танцы, в том числе народные, от названий которых произошли и названия музыкальных стилей и произведений - вальсы, менуэты и прочие.
В трехдольном размере одна доля сильная и две слабых, считаем на «раз-два-три» и «раз-два-три, раз-два-три»
3/1:
- Carmina Burana, O Fortuna, К.Орфф
3/4:
- Сказки Венского леса, И.Штраусс
- Manic Depression, Дж.Хендрикс
- Norwegian Wood, The Beatles
- Chi Mai, Э.Морриконе (из к/ф «Профессионал»)
- Мусорный ветер, Крематорий
3/8:
- К Элизе, Л.В.Бетховен
6/8:
- Ария Фигаро, опера Севильский цирюльник, Дж.Россини
- Тристан и Изольда, Р.Вагнер
- Александра, С.Никитина (из к/ф «Москва слезам не верит»)
- Nothing Else Matter, Metallica
- Watcher of the Skies, Genesis
Если эта статья показалась вам интересной, то не забудьте поставить «лайк», и подписывайтесь на канал. В следующей статье разберем на примерах сложные смешанные размеры, 5/4, 7/4 и прочие. До встречи и всем музыки.