Как солнечная дорожка всегда направлена ко мне, так и вся эта жизнь – всегда направлена ко мне, прямо в лицо. Чувствовать это – и значит быть в "сейчас". Это не воспоминание, не кино, это сама жизнь, что происходит теперь. Только надо вырваться из кокона старой жизни, которой так много скопилось за спиной, и оттого довлеет, мешает глядеть, перевешивает все, даже реальность. Я хочу отдаться реальности, но кокон требует от меня сосредоточенности, невосприимчивости, автономности от всего, что вокруг, что может повлиять, изменить меня… Таков был идеал философа моем молодости. Тогда реальность больше ранила – и ее надо было нейтрализовать – внутренней эмиграцией, например, жизнью в себе, в своей голове, жизнью вторичными вещами культуры и мифов ("вечными ценностями"). Практика достойная, но, как оказывается, не абсолютная.
Нельзя покидать реальность, даже под благовидным предлогом, нельзя бросать этого поля боя. Это приводит лишь к духовной анемии и вырождению. К высокоинтеллектуальному инфантилизму. К внутренней катастрофе.
Надо разорвать кокон. Только так можно почувствовать реальность жизни, уникальность этого момента. Только так можно испытать счастье.
Вообще, счастье – вещь простая: это мужество жить. Умение все время обновлять бытие, не теряя своей идентичности. Всматриваться в любой момент жизни и считать его глубоким. Уникальным. И последним.
Сколько мне осталось? Кто следующий в путешествии в ночь? Как же я смею роптать?!