Найти тему
Журнал не о платьях

"Да­ма ухо­дит пер­вой, не ог­ля­ды­ва­ясь". Маргарита, которая ни о чём не жалеет, попала в тундру

Фото из личного архива Маргариты
Фото из личного архива Маргариты

Начало рассказа о неординарной судьбе Маргариты Сея ТУТ

Свет­ский ра­ут в тун­д­ре

Те­перь ме­с­то служ­бы Иго­ря бы­ло – по­се­лок Ягель­ное. От Мур­ман­ска до Се­ве­ро­мор­ска, за­тем По­ляр­ный, и еще шесть ча­сов по мо­рю ка­те­ром. Здесь ба­зи­ро­ва­лись под­вод­ные лод­ки. Сю­да она при­е­ха­ла уже с го­до­ва­лой до­ч­кой, Ле­но­ч­кой.

Не­мно­го­чи­с­лен­ные до­ма, ма­га­зин, шко­ла. Бес­край­няя тун­д­ра. И жен­щи­ны – од­на дру­гой кра­ше, ши­кар­но оде­тые. Эли­та. Бы­ло ощу­ще­ние, что она по­па­ла на бес­пре­рыв­ный свет­ский ра­ут. Осо­бен­но, ко­г­да му­жья воз­вра­ща­лись с мо­ря.

Жизнь жен во­ен­но-мор­ских офи­це­ров скла­ды­ва­лась свое­об­раз­но. Они бы­ли очень ак­тив­ны, ра­бо­та­ли. Ри­та ста­ла класс­ным ру­ко­во­ди­те­лем де­вя­то­го клас­са, ве­ла рус­ский язык и ли­те­ра­ту­ру. А с мая по сен­тябрь они уез­жа­ли с деть­ми в Мо­с­к­ву, Ле­нин­град, Ри­гу, на юг. Се­вер­ный флот, су­ро­вое мо­ре - ле­том у под­вод­ни­ков боль­шие уче­ния, ав­то­ном­ное пла­ва­ние. Зи­мой, ко­г­да му­жья при­хо­ди­ли с мо­ря, то­же бес­ко­не­ч­ные вах­ты, де­жур­ст­ва, па­т­ру­ли­ро­ва­ния. Же­ны ви­де­ли их ед­ва ли па­ру ме­ся­цев в го­ду. И эти встре­чи, ко­не­ч­но же, бы­ли сплош­ным празд­ни­ком.

С Игорем и дочкой Леночкой, начало 60-х. Фото из личного архива
С Игорем и дочкой Леночкой, начало 60-х. Фото из личного архива

За­то и под­дер­жи­ва­ли жен­щи­ны друг дру­га по-на­сто­я­ще­му. В один из при­е­з­дов в Ри­гу Мар­га­ри­те пред­ста­ви­лась воз­мо­ж­ность ку­пить ко­о­пе­ра­тив­ную квар­ти­ру, но в те­че­ние двух дней она дол­ж­на бы­ла уп­ла­тить круп­ную сум­му. Да­ла те­ле­грам­мы в Ягель­ное. День­ги при­шли не­ме­д­лен­но, и толь­ко по­том она уз­на­ла, ка­ких тру­дов сто­и­ло их со­брать.

А что бы­ло, ко­г­да, скла­ды­вая ве­щи к отъ­е­з­ду, она вто­ро­пях по­ста­ви­ла на огонь бан­ку с бол­гар­ским пер­цем. Невс­кры­тую. Взрыв, и от­ре­мон­ти­ро­ван­ная ку­хонь­ка пре­вра­ти­лась в ше­девр сюр­ре­а­ли­сти­че­с­ко­го ди­зай­на. Осо­бен­но не­под­ра­жа­ем был по­то­лок. Муж­чин нет, на­зав­тра квар­ти­ру сда­вать. Со­бра­лись под­ру­ги, изы­скан­ные да­мы, за­су­чи­ли ру­ка­ва, и всю ночь от­скре­бы­ва­ли, за­бе­ли­ва­ли овощ­ные на­сло­е­ния.

До­ве­лось им вме­сте пе­ре­жить и страш­ные дни. Вдруг при­каз: всем под­лод­кам вый­ти в мо­ре. В по­сел­ке от­клю­чи­ли элек­т­ри­че­ст­во. Вме­сте с ним пре­кра­ти­лась по­да­ча во­ды. За­жечь све­чу мо­ж­но бы­ло лишь при плот­но за­на­ве­шен­ных ок­нах. Стра­на ни­че­го не ве­да­ла, а здесь вой­ну жда­ли с ча­су на час - ка­риб­ский кри­зис. Сто­я­ла по­ляр­ная ночь. Тьма не­про­гляд­ная. Два–три ча­са в су­т­ки брез­жи­ли су­мер­ки. В эти ча­сы жен­щи­ны со­би­ра­лись на пя­та­ч­ке у ма­га­зи­на и при­ки­ды­ва­ли: ес­ли что – ку­да уво­дить де­тей? в тун­д­ру? На­ко­нец, бо­е­вую тре­во­гу от­ме­ни­ли. Му­жья вер­ну­лись. Празд­ник.

Ри­та ре­ши­ла, что по­ра воз­вра­щать­ся в Ри­гу. Она на­шла Иго­рю ра­бо­ту и по­мог­ла до­бить­ся пе­ре­во­да. Но ей и в го­ло­ву не мог­ло прий­ти, что ее хло­по­ты вме­сте с кон­цом тре­во­ж­ных ожи­да­ний и сча­ст­ли­вых встреч при­бли­жа­ют ко­нец ее пер­вой люб­ви.

Подпишись на наш канал, продолжение ЗДЕСЬ!

Ли­на Дорн (с) "Лилит"