Сегодня мы рассмотрим такую неоднозначную тему, как роль научного руководителя в написании выпускной квалификационной работы студента, определим и разберем основные заблуждения об участии научного руководителя в самостоятельной научной работе студента.
Многим студентам свойственно переоценивать роль научного руководителя в длительном этапе подготовки выпускной квалификационной работы. Научный руководитель может подсказывать, указывать на недостатки и помогать в подборе теоретических источников и методик исследования. Может, но не должен. Зачастую, в особенности в коммерческих учебных заведениях, научный руководитель лишь оценивает соответствие работы студента установленным требованиям ВУЗа, внося свои замечания и рекомендации. Правильно ли это? Абсолютно правильно!
Суть выпускной квалификационной работы – оценить насколько студент готов к самостоятельной работе в своей области знаний. Ведь уже завтра, вновь испеченный врач, инженер, бухгалтер, юрист, финансист будет сам принимать решения, осуществлять определенные действия на рабочем месте, формировать выводы и получать зарплату. Няньки теперь уже не будет.
Безусловно, влияние научного руководителя на становление студента как самостоятельного исследователя крайне велико. Однако, многие студенты, приступившие к самостоятельной научной деятельности, к которой следует отнести и подготовку выпускной квалификационной работы, возлагают или пытаются возложить на своего научного руководителя несвойственные ему функции.
Научный руководитель не должен проверять грамматику и орфографию в дипломной работе студента. Он не должен проверять правильность представленных расчетов и уж тем более не должен и не будет выполнять расчеты за Вас. Помните, что научный руководитель не вникает в ваши взаимоотношения с деканатом и другими преподавателями и не контролирует допуск Вас до ГИА, сдачу экзаменов и контрольных тестов.
Задача научного руководителя четкая – проконтролировать самостоятельную работу студента в рамках четко поставленной задачи. Как и любой другой руководитель, он должен ставить задачи перед студентом и контролировать их выполнение. Поэтому, в большинстве случаев, студент самостоятельно выбирает место преддипломной практики и объект исследования. На данном этапе научной работы, научный руководитель может подсказать в какую сторону лучше двигаться, как связать воедино место вашей работы, например, на деревообрабатывающем заводе и вашу специальность: государственное и муниципальное управление.
Будьте готовы к тому, что большая часть сообщений от научного руководителя будут сведены к констатации замечаний, зачастую даже без формального указания на способ и метод их устранения.
Грамотный научный руководитель, который заинтересован в успешной реализации задач, стоящий перед студентом, в самом начале работы сформирует четкие правила взаимодействия. Возможно, научный руководитель совместно со студентом разберет особенности выбранной им темы исследования, представить своё видение хода работы, используемых методов исследования и источников информации. Также, обычно, если у научного руководителя имеются собственные научные труды по исследуемой проблематике, то их попросят включить в список литературы, или взять в качестве основы.
Научный руководитель это, преимущественно, советник, который, опираясь на собственный опыт и знаний, сможет не только добиться результатов от студента, но и научить его самостоятельно проводить полноценные научные исследования.
Шаблонность, типовое мышление и отсутствие самостоятельности – проблемы не только образования, но и всего современного мира.
Поэтому нередки случаи, когда научный руководитель выдает полноценную схему и шаблон, по которому должен работать студент и писать свою выпускную квалификационную работу. Вплоть до различных таблиц и конкретных формул, в которые студенту следует подставлять собственные значения. Научного руководителя, в данном случае, волнует только оригинальность выпускной работы студента, да и то, чисто формально. Ряд ВУЗов, в том числе достаточно крупных и известных грешат таким подходом. Является ли он эффективным? Пусть каждый ответит на данный вопрос самостоятельно.
В целом же работа научного руководителя сводится к следующим заповедям:
1. Указать вектор движения;
2. Дать инструменты, с помощью которых студент сможет выполнить работу самостоятельно;
3. Позволить студенту сделать свои ошибки и извлечь из них урок;
4. Выявить сильные и слабые стороны студента и эффективно использовать их в работе;
5. Обеспечить решение задач в соответствии с утвержденными требованиями.
К сожалению, в большинстве случаев студенту научный руководитель назначается, и лишь в редких случаях имеется возможность выбрать научного руководителя. В одной из следующих статей мы рассмотрим основные особенности организации взаимодействия между студентом и научным руководителем.
Подведем итог. Научный руководитель взаимодействует со студентом в рамках подготовки выпускной квалификационной работы в соответствии с установленным порядком, который отражается в методических требованиях. Основная задача и роль научного руководителя – обеспечить самостоятельное выполнение научного исследования студентом. Грамотный и эффективный научный руководитель может и должен развить компетенции студента.