Добрый день! Два сюжета об искушениях в легендах индуизма и христианства, приведенные мной в предыдущей публикации говорят о противостоянии двух религиозных систем, которое, вероятно, имело место в реальной истории. Просто, восприятие этого противоборства, для каждой стороны свое.
Косвенное подтверждение соперничества двух культур - образы индуистского Дьяуса и библейского Денницы.
Дьяус – бог неба (Дьяус-питар – небо-отец) и один из самых древних ведических богов.
Он находится в родственных отношениях с богиней зари Ушас - она его дочь. Его включают в группу богов васу, которые хотели украсть корову желаний у мудреца Васиштхи. Мудрец в наказание проклял их, и они должны были родиться людьми. Васу уговорили богиню-реку Гангу, что бы она стала их земной матерью и после рождения сразу утопила. Ганга согласилась, но один ребенок волей обстоятельств остался жив и провел на земле долгую жизнь, как и должно было случиться согласно проклятию мудреца.
Денница в Библии упоминается единожды: «как упал ты с неба, денница, сын зари, разбился об землю, поправший народы» (Ис. 14:12). Чаще всего его ассоциируют с Дьяволом /Сатаной, который был проклят и изгнан с неба на землю за гордыню. «Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис.14:15).
Итак, Денница/Дьявол/Сатана, как и Дьяус:
- связан с небом;
- родственник зари;
- был изгнан с неба на землю, в результате проклятия.
Любопытно также отметить еще один момент, описанный в книге Иова, когда «...пришли сыны Божьи предстать пред Господа; между ними пришел и сатана» (Иов 1:6). То есть, последний свободно явился к Господу, возможно, на небо, после чего ведет с ним беседу о судьбе Иова. И это, вероятно, уже после проклятия.
При этом, Дьяус – один из суров/богов, а Денница – противник Бога. Таким образом, возможно предположить, что это один и тот же образ, но воспринимаемый из разных противоположных или даже враждующий «лагерей».
Одна из индийских мантр звучит как «Са Та На Ма». Она состоит из первичных звуков: Са – рождение (или бесконечность); Та – жизнь; Нa – смерть и Ма – возрождение. «Са Та На Ма» наглядно демонстрирует идею перерождения, являющуюся основополагающей для индийской культуры. Если удалить из этой мантры последний звук - Ма, получится имя Сатаны, который искушает человека, вводит его в грех и мешает достичь возрождения после Страшного Суда. Его поведение вполне логично, если смотреть с точки зрения того, что он был лишен идеи возрождения.
Сюда же можно добавить образы славянской мифологии, которая является мифологией того же корня, что и индуизм, но известна современной науке только в том варианте, который испытал огромное влияние христианства. Речь идет об образе Денницы. Вероятно, это был женский образ утренней зари, а представление о нем, как о сыне зари, скорее всего, относится к периоду христианского влияния. Снова получаем персонажа, который связан с небом и с зарей.
Борьбу Бога и Денницы – можно воспринимать, как конфликт нового и старого поколения. Так же как войну суров/богов и асуров, когда более молодые суры, как уже упоминалось ранее, сбрасывают с вершины горы Меру более древних – асуров. Или борьба Индры-громовержца и Кришны – древнего доарийского бога, в результате чего побеждает Индра, более новый бог.
Однако, в результате противостояния Бога и Сатаны, побеждает первый. Таким образом, получается не смена поколений, а неудавшийся бунт. И значит, здесь логичнее будет вспомнить, как создание Вишну, его восьмая аватара – Кришна, становится самостоятельным богом, т.е. – удавшийся бунт.
О Кришне и его схожести с образом Христа я расскажу в следующей публикации.
Ставьте лайк, если Вам понравилось, подписывайтесь на канал, делитесь в соц. сетях.