Найти тему
Максим Кац

Как России справиться с коронакризисом

Как всем сейчас понятно, мы уже столкнулись с крупнейшим за последние десятилетия экономическим кризисом. Пока он не так заметен, но это лишь потому, что мы в самом начале.

Этот кризис сильно отличается от всех прошлых, но по всем прогнозам будет тяжелее даже кризиса 1998 года, может быть сравним с кризисом начала 90-х. Миллионы людей потеряют работу, останутся без дохода. Когда коронавирус отступит, как нам из этого всего выходить? Что нам делать, чтобы вернутся хотя бы к уровню благосостояния января этого года? На самом деле вопрос чуть сложнее. В январе этого года мы находились на уровне благосостояния 2008 года, то есть мы потеряли 10 лет без развития и роста ещё до начала этого ужасного кризиса. А сейчас будем отброшены далеко назад. Почему мы потеряли 10 лет? И как нам восстановиться, и пойти вперёд? Давайте попробуем разобраться

ВВП на душу населения в России. Здесь видно, что никакого роста экономики нет, всё, что пока получилось сделать — выйти на уровень 2008 года
ВВП на душу населения в России. Здесь видно, что никакого роста экономики нет, всё, что пока получилось сделать — выйти на уровень 2008 года

Надо сразу сказать, что проблемы российской экономики — не лежат в экономической плоскости. Макроэкономическая политика российского правительства и ЦБ — вполне адекватна. Проблемы российской экономики — исключительно политические, они в самом устройстве государства. 

Что же в устройстве государства мешает росту экономики, и помешает нам выйти из текущего кризиса? Три главных вещи: коррупция, отсутствие честных судов и государственная монополизация.

Проблема 1: Государственная монополизация

Доля государства и госкомпаний в ВВП, по оценкам Федеральной антимонопольной службы, с конца 90-х годов выросла с 25% в 1998 — до 60-70% в 2018. Более 60% капитала находится в руках государственных и квазигосударственных банков. Из первой пятерки российских банков по объему депозитов физических лиц частный лишь один — Альфа-Банк. Причем, Сбербанк, с показателем в 13,5 трлн. рублей обходит следующие 20 позиций рейтинга вместе взятые. Доля государства в ВВП в том или ином виде растет с каждым годом. Буквально. За 20 лет мы не видели периода, когда бы она падала.

Процент государства в российской экономике
Процент государства в российской экономике

В чем, собственно, проблема? Почему высокая, доминирующая роль государства в экономике — препятствие для роста? Дело в том, что государство, по своей природе, в своей базовой функции — регулятор экономики. Государство пишет правила и следит за их выполнением. Государство занимающееся бизнесом — это случай конфликта интересов. Глава госкомпании — это не просто менеджер, глава госкомпании — влиятельный чиновник, наделенный большими ресурсами. Чиновник-менеджер достаточно влиятелен для того, чтобы переписывать правила в свою пользу, за счёт чего получает преимущество над частными конкурентами. Государственная организация растёт, а частные уменьшаются и это влечет дальнейшую монополизацию обсуждаемого сектора.

Это не какая-то российская особенность. Это природа рынка. Если один игрок может переписывать правила под себя, если капитан одной футбольной команды — еще и полевой судья — эта команда быстро продвинется в турнирной таблице. Государство-собственник, чиновники-менеджеры — это внерыночное преимущество, быстро приводящее сначала — к доминирующему, а следом — к монопольному положению государства в определённой отрасли. 

Игорь Сечин — яркий пример чиновника-менеджера
Игорь Сечин — яркий пример чиновника-менеджера

Монополизация, снижение или полная ликвидация конкуренции наносят прямой ущерб не только конечному потребителю, но экономике в целом — монополизация всегда влечет снижение эффективности — когда у нас, например, останется одна авиакомпания — Аэрофлот, ей не нужно будет ни с кем конкурировать за пассажиров, начнут расти цены и ухудшится качество услуг.

Существует огромный миф, что госкомпании приносят государству прибыль. Вот все эти большие корпорации, возглавляемые солидными людьми, Роснефть, Газпром, РЖД, Аэрофлот. Есть иллюзия, что в 90-е эту прибыль забирали злые олигархи, а ныне ею кормят сирот в детдомах и строят дороги, поэтому можно смириться с монополизацией и неэффективностью. Это очень большая и ни на чем не основанная неправда. В 2017 году доход Федерального бюджета от дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, составил менее 2% от доходной части бюджета. Принесённая всеми госкорпорациями сумма в 278 млрд. рублей в 2017 году — это расходы Московского бюджета за 2 месяца. Это очень мало в масштабах бюджета федерального. То есть владение всеми этими корпорациями ничего государству не приносит. Более того, даже за эти гроши идет бесконечная война между правительством и менеджментом госкомпаний, с целью принудить эти госкомпании к уплате положенных 50% чистой прибыли. Госкомпании влекут монополизацию, снижают конкуренцию, вредят потребителю, но совершенно не приносят прибыли собственнику, то есть государству — вот такой феномен. 

Советская реклама Аэрофлота
Советская реклама Аэрофлота

Причины госмонополизации экономики вполне прозрачны. Автократии стремятся контролировать не только публичную деятельность, не только доступ к выборам, но и ресурсы. Объединение власти и собственности, когда доступ к ресурсам определяется положением в системе, а не наоборот — это общая для авторитарных режимов черта.

Первое следствие свободного капитала — свободная политическая деятельность, множественность источников финансирования, чего автократия позволить не может, потому что оппозиционные партии и политики получат доступ к финансированию и не будет получаться создавать иллюзию, что никого кроме Путина не существует. То есть это именно тот случай, когда политика напрямую вредит экономике: ликвидация политической конкуренции — напрямую ведет к ликвидации экономической, уничтожает рост.

Правительство всю вторую половину 00-х и начало 10-х годов принимало планы приватизации. Эти планы никогда не выполнялись, либо выполнялись в очень интересной форме: когда одна госкомпания на кредит госбанка выкупает у Росимущества акции другой госкомпании, а результат записывается в план приватизации, которая по факту происходит лишь на бумаге и государство продолжает владеть компаниями. Что же со всем этим делать? Выход один: Резко сокращать долю государства в экономике, ликвидировать монополии, разделять крупнейшие госкомпании и продавать их в частные руки. Это обязательный путь для создания конкурентного рынка. Только он может обеспечить, в частности, искомую многими автовладельцами связь между ценой нефти и литром бензина на заправке. 

Этот шаг освободит государство от несвойственных ему функций управления бизнесом и ликвидирует конфликт интересов, а также повысит налоговые доходы бюджета за счёт повышения эффективности.

Проблема 2: Судебная система

Второй фактор, мешающий росту российской экономики последние годы и который помешает нам выйти из кризиса — это наша судебная система. 

Судебная система —  очень особенный институт. Независимая судебная система несовместима с политическим преследованием, фальсификацией выборов, злоупотреблением властью. Вы можете быть президентом, контролировать парламент, губернаторов, региональные заксобрания, но без контроля над судами полноценной автократии вам не построить. 

Можно написать очень жесткий закон о выборах, можно выставить очень высокие требования по регистрации кандидатов, можно заставить собирать подписи избирателей в количестве, сравнимом с числом голосов нужных для избрания. Но, во-первых, провластным кандидатам придется жить по тем же правилам, иначе суд их снимет, во-вторых — не получится снять кандидата оппозиционного, когда он, все-таки, преодолел барьер, иначе суд его восстановит.

Можно сфабриковать уголовное дело на политического оппонента, можно даже заставить прокурора с филькиной грамотой о краже всего леса выйти к присяжным, но сложно ожидать что такое обвинение устоит. Не получится с независимым судом писать отдельные правила для себя и всех остальных. Привычный нам режим “квантового права”, когда один и тот же закон одним образом действует для власти, а другим для оппозиции, не может существовать.

С экономической точки зрения, судебная система — это институт защиты прав собственности.

Является ли защита прав собственности исключительно необходимой для развития бизнеса? Нет. В Африку, в самые неблагополучные страны Азии и Латинской Америки — тоже вкладывают деньги, там тоже создается бизнес. Сильно отличаются характер бизнеса и условия привлечения денег. Когда вы в любой момент ждете новых правил, какой-нибудь светлой идеи у мэра города, который, в порыве эстетического чувства, устроит ночь длинных ковшей и снесёт вашу собственность; конкурента, который проплатит следствию за уголовное дело; просто рейдеров, которые под прикрытием полиции выгонят вас из здания; когда вы каждый день ждете “второй смены”, новой реальности, где ваш бизнес вне закона, ваш менеджер сидит в тюрьме, банковские счета заблокированы, ларьки снесены — ваш бизнес становится игрой в казино. Вы играете, пока везет. Вы можете вкладывать только очень короткие деньги и лишь в самые доходные сектора. Вы точно знаете, что не существует никакого независимого арбитра, к которому можно обратиться чтобы найти справедливость. Что на любого прокурора, которому платите за решение проблем — всегда найдется сын генерала ФСБ. 

Добывать нефть, торговать пивом и сигаретами, стричь людей, шить обувь, обжигать кирпичи, заниматься низкотехнологичным бизнесом с коротким горизонтом окупаемости — можно почти где угодно. Киоску с шаурмой, строго говоря, и гражданская война — не большая помеха. Но совершенно невозможно построить завод по производству процессоров, аэрокосмическую корпорацию, глобальный IT-сервис, вкладывать в любые сектора с очень высокой добавленной стоимостью и горизонтом планирования на десятки лет в условиях, когда в любой момент большому чиновнику приглянется ваша земля, Роскомнадзор заблокирует сеть или президент решит, что крупнейшему поисковику лучше бы стать государственной собственностью.

Иногда люди удивляются, почему от нас уезжают длинные поезда с необработанным лесом в Китай, а хоть сколь-нибудь технологичная продукция из дерева, даже нормальная бумага, не производится у нас, мы закупаем её в Финляндии. Вот ровно поэтому. Срубить лес, продать и положить деньги в сейф у нас спокойно можно, никакие гарантии собственности тут не нужны. А вот чтобы построить современный высокотехнологичный завод нужно привлечь большие деньги, которые вернутся через много лет. Кто же в своём уме будет это делать в России, когда завод в любой момент могут отобрать? Лучше это делать в Финляндии, где честные суды и гарантии прав собственности. У нас же — рулетка. Можно ждать, что вам будет везти год-два или три. Что вы, в отсутствие всякого арбитра и справедливости, успеете заработать до того, как потеряете собственность. Но нереально закладывать такие ожидания на 10 или 30 лет вперед.

Какой-то бизнес будет в любой стране, от Сирии — до КНДР. Какой-то бизнес есть даже в тех местах, где он прямо запрещен. Но только от качества институтов и, в первую очередь — судебной системы, зависит характер этого бизнеса. Насколько технологичные рабочие места он создаст.

Продавец фруктов в  разрушенном городе в Сирии
Продавец фруктов в разрушенном городе в Сирии

На этом месте у авторитарного государства возникает вопрос: можно ли и рыбку съесть, и в лодке покататься? Выстроить такую судебную систему, что избавит вас от политических оппонентов, когда нужно — посадит Навального, когда нужно — ликвидирует партию, но для всех остальных будет независимой и обеспечит искомую для роста экономики защиту прав собственности? Так нельзя. Чтобы контролировать суды по политической части — вам нужна работающая система давления на судей. Нужна функционирующая “вертикаль”, где каждый судья зависим от председателя, а на председателя можно легко давить, где мнимая судебная неприкосновенность и статус снимаются в момент одним заседанием коллегии если ты нехорошо себя ведёшь.

Нельзя ожидать, что выстроенной системой контроля сможете пользоваться только вы, например, президент и ваши ближайшие друзья, например, глава Роснефти, а губернатор, генерал, мэр и уже их многочисленные друзья — не смогут. Все смогут. Если есть вертикаль контроля судей, если суд из места, где можно найти справедливость превратился в штамповочный механизм подтверждения решений силовиков, в механизм, на который широкий круг генералов, чиновников и их друзей может влиять и давить — то всё что остаётся вашей стране это рубить лес и вывозить его в Китай, или добывать нефть и продавать её в Германию. Никаких вам высоких технологий, никакого развития. 

Монополизация и судебная система, не защищающая права собственности - это два важнейших из многих факторов, препятствующих росту всегда, особенно - восстановительному росту после коронакризиса.

Проблема 3: Коррупция

Коррупция паразитирует на плохих институтах, множит плохие институты, коррупция, в частности, ведет к монополизация и компрометирует судебную систему. 

Коррупция - это только не взятка гаишнику, как может показаться. Это уродливые человейники без инфраструктуры на окраинах городов, это избыточное регулирование, это 6 лет строительства Икеи в Уфе - когда жажда небольшой наживы единичных чиновников замедляет создание тысяч рабочих мест на годы. 

Многоэтажки в Петербурге
Многоэтажки в Петербурге

Но коррупция, к сожалению, неизбежный спутник автократий. Борьба с коррупцией, консервирующей плохие институты - это не расстрелы на площадях. Это свобода слова, политическая конкуренция, множественные источники финансирования, свобода личности и экономики - все ровно то, что убивает не только коррупцию, но и саму автократию.

Выводы

Экономика - не изолированная сущность. Нет никакой волшебной таблетки, что позволит выйти из кризиса, минуя большие реформы. Экономика - производное от качества государства. 

Коронакризис или 10 лет стагнации - ни один из этих вызовов не имеет простого ответа. Выход только в большой политической реформе, выход - в постоянной конкуренции. Конкуренция в экономике не бывает без конкуренции в политике, конкуренция в политике не бывает без свобод и гарантий. 

Выход из кризиса — это в первую очередь изменение политической системы. Если мы хотим выхода не к прежним 0-1% роста, но выхода к росту, полноценного использования всех базовых преимуществ России, в первую очередь - не её большой территории или природных ресурсов, а огромного образованного населения, намного более образованного, чем в странах с похожим ВПП на душу этого населения. Иными словами, мы слишком умные, чтобы быть такими бедными. Выход из этого кризиса и устойчивый рост при сохранении единоличного президента любой ценой на третий десяток лет — это та задача, первая часть которой просто противоречит второй. Потому что он и его друзья не позволят изменить те три базовых проблемы, о которых я рассказал в этом ролике. Так что нам всем нужно заниматься политикой, друзья. Именно в плоскости политики, а не экономики, сейчас находятся проблемы с которыми столкнулась Россия.

Понравился текст? Подпишитесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи.