Решилась я на выходных, наконец-то, посмотреть “Груз 200” Балабанова. Я все понимаю, опоздала на 12 лет. Наивно думать, что хоть для кого-то это станет поводом для душевных переживаний, но я - натура чувствительная, поэтому готовила себя к этому фильму долго.
Да, Балабанов нынче снова в моде. Так бывает с покойниками, у которых наступают юбилеи, но именно Балабанов сейчас актуален. Не смейтесь. Это правда так. И не расистскими высказываниями наивных персонажей его фильмов. Он, как дорожный знак, предупреждает нас, что впереди тупик.
О чем Балабанов? Его не любят за чернушность, а я полюбила за простоту. Посмотрите “Брат”. Гениальность этого фильма вот в таких диалогах:
- Телефон мне дай
- Соседи возьмут
- Я говорю мне дай, позвонить.
Это гениальный, но в то же время страшный фильм о потерянных людях. "Брат" - российское авито, собрание никому ненужных людей. Причем не нужен и совсем юный, прошедший войну Данила, и выживающая в коммуналке молодая Света, и Гофман, который похоронил свое явно богатое культурное прошлое, и поэтому символично доживает дни на кладбище. И Кэт, строящая великие планы до вечера, выбирая кислоту. Для меня, Света И Даня - это настоящее России, Гофман - прошлое, Кэт - будущее. Не фильм, а космос. Но самое интересное, что не о “Брате” речь, хотя о нем в том числе.
На самом деле о существовании “Груза 200” я знала давно, но была не готова.
И вот на этих выходных меня лишили зрительской девственности... и ощущение, что тоже бутылкой. Оказалось, нет подходящего времени и состояния для “Груза 200". Тебя все равно эмоционально изнасилуют, и потом придется с этим жить.
Это кино, от которого сводит зубы, крутит кости, от которого задыхаешься и сходишь сума - вот что такое “Груз 200”. Это картина Босха, это "Бесы" Михалыча. Произведения без света, без добра, без надежды. Болезненное общество, которое дышит смрадом от гниения самого себя, ест само себя и испражняется само в себя.
Но самое страшное, что это не сказка Оруэлла про “Большого брата”, хотя год в картине 1984-ый. “Груз 200" - это реальный выкидыш любого лживого режима, как и "Брат". Когда люди долго живут в государственном лицемерии, вместо помощи получая помои в лицо, когда плесень и трупные разложения госсистемы прикрываются мишурой и гирляндой, а выживать приходится любой ценой в отсутствии справедливости, тогда вселенная Балабанов возвращается. Она никого не щадит. У девочки из “Груз 200”, помните, отец высокопоставленный чиновник, потому что демонам живущим в головах людей в какой-то момент становится плевать на социальный статус, они сжирают любого.
Социальная вселенная Балабанова - это реальная кроличья нора. В России она не исчезает навсегда, а лишь зарастает, выжидая, когда глупая Алиса, снова угодит в нее. Времена Балабанова прошли, говорите? Поглядим.