Найти в Дзене

Падежи: винить или родить?

Помните, в школе для запоминания падежей были памятки-шпаргалки? К чему это я? К тому, что нередко в наших головах путаются родительный и винительный падежи. Вопросы у них немного схожие: в обоих вариантах присутствует «кого?». Для удобства есть проверочные слова, которые, возможно, кто-то из нас путает как раз с этими напоминалками. В идеале нужно придерживаться именно этих слов, но злую шутку играют с нами названия падежей. Мы ищем совпадения с ними и находим в 2–3 случаях. Как видите, на язык так и просятся вспомогательные слова, созвучные с падежами. Но тут совпадение действует только в отношении дательного и винительного, даже творительный выпадает со своим «творю что?». И вот тут кроется проблема родительного падежа: мы, забыв школьную программу, видим его название, смутно припоминаем шпаргалку «Иван Родил Девчонку…» и спокойно задаем «проверочный» вопрос к проблемному слову «родил кого?». Но так делать нельзя! Вопрос «родил кого?» приводит в результате к винительному падежу,

Помните, в школе для запоминания падежей были памятки-шпаргалки?

-2

К чему это я? К тому, что нередко в наших головах путаются родительный и винительный падежи. Вопросы у них немного схожие: в обоих вариантах присутствует «кого?».

Для удобства есть проверочные слова, которые, возможно, кто-то из нас путает как раз с этими напоминалками.

-3

В идеале нужно придерживаться именно этих слов, но злую шутку играют с нами названия падежей. Мы ищем совпадения с ними и находим в 2–3 случаях.

-4

Как видите, на язык так и просятся вспомогательные слова, созвучные с падежами.

Но тут совпадение действует только в отношении дательного и винительного, даже творительный выпадает со своим «творю что?».

И вот тут кроется проблема родительного падежа: мы, забыв школьную программу, видим его название, смутно припоминаем шпаргалку «Иван Родил Девчонку…» и спокойно задаем «проверочный» вопрос к проблемному слову «родил кого?». Но так делать нельзя!

Вопрос «родил кого?» приводит в результате к винительному падежу, что путает нам грамматику. Здесь нужно использовать «нет кого?».

В случае со словами 1-го типа склонения (а про типы склонения вы можете прочитать здесь)

Например, просклоняем слово «мышка».

-5

Что будет, если мы используем вместо проверочного слова «нет» слово «родил»?

Родила гора (кого?) мышку.

Несмотря на одинаковый вопрос «кого?», окончание выдает винительный падеж.

А вот со словами 2-го типа склонения разница в глаза не бросается, что продолжает нас путать.

Например, просклоняем слово «котенок».

-6

Окончание одинаковое. И если мы опять используем ложное проверочное слово «родил», то получится:

Родила кошка котенка.

Здесь разницы нет, поэтому пишущий может легко ввести себя в заблуждение и продолжить использовать неверный метод определения родительного падежа.

Мораль сей статьи в следующем: абстрагируйтесь от названий падежей совсем и используйте правильные проверочные слова.

-7

И не доверяйте многочисленным сервисам для склонения слов. Если уж очень нужно, то старайтесь дополнительно проверять полученные на этих сайтах результаты упомянутыми проверочными словами. Почему я об этом говорю? Каюсь, сама второпях прибегала к помощи сервисов, когда голова была уставшей, а нужно было просклонять фамилии (не любила я это дело 🙄 ) И случайно заметила, что некоторые сайты «халтурили» и в строке родительного падежа получался винительный. Видимо, там тоже склонялось по принципу «родил кого» 😀
Спасибо за внимание! И будьте бдительны при склонении.