Найти в Дзене

Москва, до тла спалённая татарами

В начале второй половины XVI века Российское Царство стремительно расширялось. Уже в 1552 году русское войско под предводительством Ивана Грозного триумфально входит в Казань. Падение Казанского ханства - главного врага россйского государства на протяжении веков в восточных рубежах, открыло перед Россией новые возможности для дальнейшей экспансии на Восток и уже спустя всего четыре года была взята Астрахань, ещё через год российским данником становится Сибирское ханство. От некогда наводящей ужас на руськие (русские) княжества «Золотой Орды» почти ничего не осталось. Единственным значимым противником на осколках татарской орды осталось разве что Крымское ханство, находящееся под прямым влиянием могущественной Османской Порты. В то же время на Северо-Западных рубежах Российского Царства разлагался Ливонский орден, полный распад которого уже был неизбежен. В 1558 году, воодушевившись недавними победами, Иван Грозный принял решение покорить Прибалтику, что бы они не достались полякам или
День в истории. Крымские татары спалили русскую столицу
День в истории. Крымские татары спалили русскую столицу

В начале второй половины XVI века Российское Царство стремительно расширялось. Уже в 1552 году русское войско под предводительством Ивана Грозного триумфально входит в Казань. Падение Казанского ханства - главного врага россйского государства на протяжении веков в восточных рубежах, открыло перед Россией новые возможности для дальнейшей экспансии на Восток и уже спустя всего четыре года была взята Астрахань, ещё через год российским данником становится Сибирское ханство. От некогда наводящей ужас на руськие (русские) княжества «Золотой Орды» почти ничего не осталось. Единственным значимым противником на осколках татарской орды осталось разве что Крымское ханство, находящееся под прямым влиянием могущественной Османской Порты.

В то же время на Северо-Западных рубежах Российского Царства разлагался Ливонский орден, полный распад которого уже был неизбежен. В 1558 году, воодушевившись недавними победами, Иван Грозный принял решение покорить Прибалтику, что бы они не достались полякам или шведам, так же претендующими на эти земли. К тому же выход к Балтийскому морю был стратегически необходим для беспрепятственной торговли с другими морскими державами, что позволило бы России выйти из навязанной соседними государствами изоляции и как следствие преодолеть технологическое отставание от Западной Европы. По началу военный поход на Ливонию казался мероприятием успешным, но после вмешательства в конфликт Речи Посполитой война приняла затяжной характер, а поскольку основная часть царской армии участвовала в ливонской войне, южные рубежи России оказались слабо защищены.

Политическая карта России и Крыма, 1571 год
Политическая карта России и Крыма, 1571 год

Экономика Крымского ханства строилась во многом благодаря работорговли и частым, порой даже по нескольку раз за год, разорительным набегами на близлежащие территории. Наблюдая за временной слабостью Российского государства, крымский хан Давлет I Гирей, сговорившийся с польско-литовским королём Сигизмундом II, решил устроить очередной набег на русские земли. Для этого похода ему удалось всего за месяц собрать более чем 40 тысячное войско (по некоторым оценкам до 100 тысяч человек), многократно превосходящее все русские сторожевые части.

Изначально татары намеревались разграбить только приграничные города, выстроенные как раз для защиты центральной России, однако из-за сообщений предателей-перебежчиков, утверждавших, что Москву охватила чума и голод, из-за чего гарнизона в столице почти не осталось, крымский хан резко изменил свои планы. Пройдя Козельск, перебежчики за обещанную награду провели ханское войско вдоль серпуховских укреплений, выйдя во фланг к воеводе Якову Волынскому, под командованием которого было не больше шести тысяч человек и имея численное превосходство, хан без проблем разбил малочисленный отряд воеводы. Царь Иван IV, узнав о подступающем неприятеле, поспешил отправиться в Ростов, доверив оборону города князю Ивану Бельскому, который после ожесточённых боёв на подступах к городу был вынужден укрыться за её стенами с остатками земского войска, туда же в панике начали сбегаться все крестные жители. 24 мая 1571 года в праздник Вознесения Господня к Москве подошёл и сам крымский хан, поджигая всё на своём пути.

Поскольку каменными стенами были защищены только Московский Кремль и Китай-город, а большая же часть столицы (Белый и Земляной город) укрывалась за деревянными укреплениями, в городе быстро начался пожар, сдержать который было попросту невозможно.

Горожане, спасаясь от огня, пытались укрыться за китайгородскими воротами, однако в узких воротах возникла давка. Деревянные строения загорались одна за другим и из-за сильного ветра огонь быстро перекинулся за даже за кремлёвский стены, поэтому всего за несколько часов Москва выгорела практически до основания, а немногие каменные здания были уничтожены взрывами пороховых хранилищ. По воспоминаниям очевидцев, пламя был насколько сильным, что церковные колокола начали плавиться прямо на колокольнях, всего же в тот день сгорело заживо по меньшей мере 20 тысяч человек, включая воеводу Бельского.

«Сам город неприятель не взял, но зажёг его предместья, которые сгорели с такой быстротой и огонь так далеко распространился, что в четыре часа не стало большей части города. Зрелище было ужасное: при сильном и страшном огне, объявшем весь город, люди горели и в домах, и на улицах» — из сочинений английского дипломата Джильса Флетчера, 1591 год.

Наблюдая за огненным небом, нависшим над Москвой, хан Гирей не отважился брать штурмом Кремль (артиллерию татары с собой не брали, не рассчитывая на подобный успех) и вступать на пепелище, после чего отвёл своё войско в Коломенское и продолжил грабить окраины русской столицы. Когда до хана дошли слухи, якобы к городу приближается большое русское войско, татары решили не рисковать и поскорее отступить с награбленным, захватив с собой в плен не менее 60 тысяч человек, ещё больше людей было попросту убито.

«Вторжение» — художник Илья Глазунов, XX век
«Вторжение» — художник Илья Глазунов, XX век

Для Российского Царства этот набег оказался настоящей катастрофой — совокупные безвозвратные людские потери составили около 150 тысяч человек, а контроль над Югом страны был фактически утрачен.

Одурманенный своей бесчестной победой, крымский хан через своих посланников смеха ради даже предложил Ивану Грозному покончить жизнь самоубийством, не дожидаясь, когда его орда вновь нападёт на Россию и царь уже был готов отдать мусульманам Астрахань, однако Казань и исконно русские земли уступать наотрез отказался. Немаловажным фактором было и то, что мусульмане на протяжении многих лет до этого стремились вернуть в свою сферу влияния Поволжье, а в лучшем случае и вовсе вновь подчинить Москву ордынскому игу. Уже и не надеясь, что Русское Царство сможет оправиться от недавних потрясений, поверивший в собственную непобедимость Давлет Гирей обратился первым же делом по возвращении в Крым к османскому султану, требуя помочь завершить начатое.

Благодаря туркам через год крымский хан выступил на Москву с более чем 60 тысячной армией (по некоторым данным до 150 тысяч), в которую, по мимо татар, входили ногайские кочевники и турецкие янычары. Почти троекратно превышающая орда была наголову разбита 2 августа в 1572 году царским войском под командованием воеводы Михаила Воротынского в битве при Молодях; после этого сражения татары так и не смогли оправиться, навсегда похоронив свои надежды на уничтожение российской государственности и порабощения русского народа. Россия впоследствии проиграла войну в Ливонии, однако смогла прочно утвердиться в Казани и Астрахани, открыв себе беспрепятственный путь до самого Тихого океана. Именно на полях сражений Россия стала такой, какой мы её знаем сейчас.

Если вам понравился данный материал и вы хотели бы и дальше видеть подобный контент, подписывайтесь на наш ЯндексДзен и сообщество Вконтакте