Действие фильма ужасов Netflix «Платформа» происходит в тюрьме в виде башни, в которой еда распределяется несправедливо. Но что означают все метафоры концовки?
Фильм «Платформа» снял Галдер Гастелу-Уррутия. В нем рассказывается о тюрьме в виде башни, где население получает еду с постепенно спускающейся на каждый уровень платформы. Сценарий фильма написали Дэвид Десолой и Педро Риверо.
Фильм рассказывает о Горенге (Иван Массага) с его первого дня пребывания в уникальной среде, которую администрация официально называет Вертикальный центр самоуправления, но в разговорной речи жители называют это место «Яма». Скоро Горенг получает сведения об этом месте от своего сокамерника Тримигаси (Зорион Игилор).
Тюрьма представляет собой вертикальную башню, на каждом этаже — камера. Через всю башню снизу доверху проходит широкое отверстие, через которое через каждые 24 часа в каждую камеру приходит платформа с едой. Приготовленная на уровне 0 роскошная еда остается на каждом уровне в течение 2 минут, прежде чем спуститься на следующий уровень.
Вывод прост: если два жителя каждого уровня будут есть только то, что им необходимо, еды хватит всем. К сожалению, жадность и обжорство преобладают, а те, кто находится наверху башни, оставляют для нижних уровней только отходы или вообще ничего.
Хуже того, раз в месяц заключенные случайным образом меняются местами, что означает, что те, кто снизу, могут подниматься выше и мстить тем, кто ранее заставлял их голодать. И наоборот, те, кто привык к изобилию, могут быть вынуждены пожирать друг друга от безумного голода.
В то время как Горенг и Тримигаси питаются скудными остатками на 48-м уровне, ситуация резко меняется, когда во второй месяц их совместного проживания они попадают на 171 уровень.
Оказывается, что Горенг добровольно подписался на пребывание в тюрьме. Он обменял шесть месяцев своей жизни на сертификат и возможность бросить курить. А Тримигаси был насильственно заключен в тюрьму на год после непреднамеренного убийства кого-то.
Какой смысл несет «Яма»?
В фильме «Платформа» есть множество метафор. Большинство из них вращаются вокруг самой Ямы. Прежде всего, это обвинительный акт против капиталистических иерархий. Статус-кво, предлагаемый в «Платформе», соответствует реальному миру, благодаря нескольким темам, исследованным в картине.
Хотя в Яме нет миллиардеров, существуют графически изображенные версии классовых различий: богатые на верхних этажах и бедные на нижних. И идея перераспределения богатства предсказуемо смеется над теми, кто маячит выше (даже если временно).
В то время как такие призывы, как «ешь богатых», широко используются в реальной жизни, сценарий Десолы и Риверо более решительно исследует, как бедных заставляют — в прямом и переносном смысле — сражаться и есть друг друга, чтобы выжить. Добраться до богатых — несбыточная мечта, если сами персонажи не переведены на более высокий уровень.
К сожалению, как показывает вопиющее пренебрежение Тримигаси к тем, кто ниже, и мелкие обиды на тех, кто выше, жизнь на более высоком уровне Ямы не сопровождается чувством сострадания к тем, кто находится на более низких уровнях.
Вместо этого обычно возникает эгоистичное чувство привилегированности и возможность испражняться — в прямом и переносном смысле — на тех, кому сейчас не повезло. Как сказал персонаж Роберта Паттинсона в фильме «Космополис»: «Никто не против богатых!
У всех есть десять секунд на богатство!». Хотя в фильме это месяц, а не десять секунд, менталитет Ямы похож на это убеждение. Хотя никогда не было ясно, каковы намерения администрации, нетрудно представить, что они пытаются доказать такую же точку зрения.
Почему девочка — это послание?
Первоначальная попытка Горенга починить плохую систему Ямы происходит, когда в его камере появляется Имогуири. После ее неоднократных неудачных попыток убедить тех, кто находится на нижнем уровне есть приготовленные порции и готовить умеренные порции для людей на следующем уровне, Горенгу приходится вмешаться.
Он угрожает осквернить пищу, только после этого жители нижнего уровня соглашаются есть приготовленные для них порции. К сожалению, как отмечает Горенг, это никак не влияет на верхние уровни — где действительно нужно начинать изменения.
Шанс для более драматического сдвига появляется после смерти Имогуири. Разделяя камеру с Бахаратом (Эмилио Буале Кока), Горенг понимает, что подняться (как Бахарат пытается с помощью веревки) не является выходом.
Вместо этого он утверждает, что им нужно работать вместе, несмотря на их частые размолвки, и двигаться на платформе вниз. Спускаясь на платформе, они заставляют каждый уровень брать только свою долю. Также они ставят перед собой задачу полностью сохранить одно блюдо, которое станет посланием тем, кто готовит блюда.
Однако, когда они наконец добираются до 333 уровня, Горенг и Бахарат потрясены, обнаружив там одинокую девочку, которую все время искала Михару. Хотя администрация лгала, что в Яме нет никого в возрасте до 16 лет. Это является окончательным подтверждением того, что система организована неправильно.
Безымянная девочка, служащая посланием Горенга и Бахарата, также имеет метафорический смысл, как и сама Яма. В качестве надежды на будущее невинный ребенок на уровне 333 несет идеальное сообщение тем, кто обитает на уровне 0, и администрации о том, что что-то нужно изменить.