Отличное кино Говорухина. Не экранизация, а кино «по мотивам», да еще и перенесенное из начала 70-х в конец 60-х. При всех оговорках фильм все-таки близок книге Довлатова (речь о сборнике нон-фикшн-рассказов «Компромисс» о работе Сергея Довлатова в газете «Советская Эстония», «Конец прекрасной эпохи» – это только название от другой его работы). И ценен тем, что является более художественным произведением, чем книжка.
Просто у художественного игрового кино гораздо больше выразительных средств, чем у достаточно сырой (не только моя оценка, Довлатов это сам признавал) дневниковой прозы. Главное тут не облажаться, да и все.
Режиссер и сценарист Станислав Говорухин не облажался. Очень бережно, стильно и супер-смешно довел довлатовские истории до экрана (хотя дошло до экрана далеко не все). Получилась эстетская черно-белая сатирическая комедийная ретро-драма, да еще и романтический байопик с элементами мелодрамы. Девушка Марина у Довлатова не сильно заметна в книге, а в кино Светлану Ходченкову не заметить сложно. Она, кстати, тут просто молодец, одна из лучших ролей.
Известно, что многих по ряду объективных причин бесит Говорухин, а тут еще и Газпром – главный спонсор. Меня это как-то тоже слегка тревожило (хотя, я понимал, что про свое время Говорухин, по идее, лажу снять не должен), поэтому театральный показ я пропустил. А потом с некоторой долей сомнения скачал, посмотрел… И остался очень доволен.
Говорухин ничего в тексте Довлатова не «лакировал», как некоторые тут же могут предположить. Все самое интересное сатирическое там есть: про «антисемитизм все-таки существует»; про геев-нацистов (у Довлатова в книге эта шутка туповата, кстати, в кино лучше выглядит); про танки в Чехословакии; про «Венгрию – на третье место! Там был путч».
И это есть: «Как ты думаешь, почему меня, скромного фельдшера, назначили главным врачом?..» А он и отвечает: «Потому что всех твоих умных коллег расстреляли...» Как будто это я их расстрелял...». Нет в фильме, правда, «шовинистической басни» о «зверствах эстонцев». Ну, это понятно. Чего Прибалтику злить на ровном месте.
Не обошлось и без треша-угара. Не «страх и отвращение в Таллине», конечно. И пофигист алкаш-фотограф Жбанков – не совсем Доктор Гонзо. Но пьяный журналистский драйв, присутствует. Не как у Томпсона. Как у Довлатова. Как надо, в общем. Коллегам-журналистам, кстати, это кино категорически рекомендуется.
Не экранизация, но изысканное кино. Посмотрите. Ну, и почитайте, если не читали, конечно.