Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Стальной рассвет

Оглавление

(Steel Dawn, 1987, США)

В отличие от "Безумного Макса", в "Стальном рассвете" царит сплошная экология: все безлошадные "тачки" гоняют на парусно-ветряной тяге.
В отличие от "Безумного Макса", в "Стальном рассвете" царит сплошная экология: все безлошадные "тачки" гоняют на парусно-ветряной тяге.

Если квадрология "Безумный Макс" и по сей день являет собой образец антиутопной фантастики, авто-краш-боевика и постапокалиптического визуального стиля, то вышедший в кильватере "Макса 1-2-3", "Стальной рассвет"...
Увы, с ним всё гораздо печальнее. Его сегодня помнят разве что поклонники Патрика Суэйзи да фанатичные ностальгёры по эпохе VHS, которых, впрочем, среди первых тоже хватает.

И правда, трогательно видеть ныне покойного Патрика Суэйзи в одном фильме с его женой Лизой, с которой он познакомился, когда ему было 20, а ей всего 15. После чего, спустя три года, в 1975-м, они поженились и неразлучно прожили вместе до самой смерти Патрика в 2009-м.
Здесь же они ещё молоды и энергичны (оба профессиональные танцоры, как-никак), искрят эмоциями, да и постапокалиптические образы им обоим чертовски к лицу.

Поаккуратнее, Лиза! Сэру Энтони ещё в трилогии "Матрица" сниматься!
Поаккуратнее, Лиза! Сэру Энтони ещё в трилогии "Матрица" сниматься!

Жаль только, что построив в пустыне Намибии свой суровый постъядерный мир, авторы "Стального рассвета" вдруг решили соригинальничать. И объявили категорическое "нет" а) автомобилям, б) огнестрельному оружию/взрывчатке и в) даже лукам и арбалетам. Иными словами - зачем-то вогнали свой сюжет в глупое, не знающее дальнобойного оружия Средневековье.

Ладно хоть про ветряную энергетику они не забыли. С помощью неё здесь работают водяные насосы и ездят уродливые буеры, только не на коньках по льду, а на колесах по песку; мельницы, вероятно, тоже есть, но их не показали. Правда, буерам отведена лишь одна-единственная сцена погони, а всё прочее время жители этого мира ходят пешком либо скрипят колесами на гужевом транспорте.

Ясно-понятно, что ничего хорошего из этого самоограничения не вышло. На что надеялся режиссёр Лэнс Хул, хрен бы его знал. Но вот зритель был неприятно удивлен, когда ему подсунули сильно обеднённую реквизитом, версию "Безумного Макса". Причём из неё выбросили не лишние финтифлюшки и утварь, а, считай, самую мякотку - основу основ зрелищного экшена.
И как бы при этом Патрик Суэйзи и Кристофер Ним не рвали пупки в боевых сценах, как бы великолепно не звенели они холодным оружием, это не спасло картину от провала. А также от нелестного сравнения с фильмами Джорджа Миллера, на что Лэнс Хул сам и напросился.

Ну прямо классика: "Против лома нет приёма, если нет другого лома."
Ну прямо классика: "Против лома нет приёма, если нет другого лома."

Собственно говоря, кроме этих драк с взаправду острым клинковым оружием (что-то немыслимое для нынешней киноэпохи тупых мечей), больше в "Стальном рассвете" смотреть и нечего.
Сюжет? Точно не в этот раз - он тоже не блещет оригинальностью, перепевая множество известных в ту пору боевиков и вестернов.
Итак, есть
два стула две фермы в живописной долине, на одной из которых хозяйничает молодая симпатичная вдова, а на другой - коварный негодяй, которому прислуживает банда головорезов. И, конечно, он зарится на бизнес красотки, потому что...
Ай, да неважно, почему. Негодяям в таких историях не нужен повод, чтобы позариться на движимое и недвижимое имущество красоток, а также на них самих в качестве приятного бонуса.

И вот, когда негодяй вконец обнаглел, тут-то мимо их с красоткой ферм и проходит Странник без имени (здесь героя Патрика Суэйзи величают Nomad'ом). Который - совпадение? - всегда безошибочно заруливает именно к красоткам, а не к негодяям. Ну, может быть, за редким исключением, но всё равно, рано или поздно он переходит на сторону униженной и оскорбленной Красоты. Которая одаривает его за это честной, искренней любовью на зависть негодяю и всех своих половозрелых работников. А поскольку Странник оказывается ещё и зашкаливающе крутым убийцей, вскоре справедливость в долине приподнимает поникшую голову, а сон негодяя становится всё более нервозным...
Иными словами, вы прочли сейчас краткое содержание как минимум полусотни фильмов эпохи
VHS, а не только "Стального рассвета".

Легендарный Брайон Джеймс (тот, что покрупнее) внезапно в роли хорошего парня - ни за что бы не поверил, кабы сам не увидел.
Легендарный Брайон Джеймс (тот, что покрупнее) внезапно в роли хорошего парня - ни за что бы не поверил, кабы сам не увидел.

***

В общем, ни Патрик Суэйзи в зените своей популярности, ни крепкие и жесткие (по тем временам) драки не поставили "Стальной рассвет" рядом с уже тогда ставшей классикой, Безумной Максиадой.
Тем не менее кое-какую известность в советском видеосалонном прокате это кино приобрело, а кое-кем даже не раз пересматривалось. И тогда, и позже. Например, не так давно мной, и для маленькой ностальгической вечеринки этого вполне хватило.

Трейлер фильма: