Найти тему

Троецарствие в Китае. Часть III

Поражение при Илине было для царства "Шу" весьма тяжким и поставило под вопрос само его существование, однако от окончательного поражения их "спас" Цао Пи. Имея должное количество войск, Лу Сунь вполне мог бы овладеть Сычуанью, однако царство "Вэй" решило использовать возможность и напасть на "У". Последние ослабили восточный фронт, а это было весьма хорошей возможностью для захвата. Краха удалось избежать благодаря своевременному отступлению Лу Суня — он с войсками вернулся на восток, где в 222 году разбил армию "Вэй" в битве при Жусюе. Кроме того, удалось подавить и драконовские амбиции Цао Пи благодаря союзу с царством "Шу", которым теперь правил Чжугэ Лян.

Стоит отметить то, что все три царства имели различную структуру. "Вэй" руководствовались принципами "Земли и Неба", то есть самой судьбы. Ещё Цао Цао провозгласил, что "способности выше поведения", чем и отверг конфуцианство. Беспринципные, но отважные люди быстро строили карьеру, а деморализация и прирост авантюристов создавал нужду в кадрах. Их сильной стороной была конница, которую они могли быстро пополнять из-за близости к степям, а воинственные замыслы правящей династии Хань были отвергнуты, благодаря чему удалось примириться и даже заключить союз на севере с цянами (народ в Китае, близкородственный тибетцам).

Правители "У" наоборот считали себя продолжателями традиций Хань, благодаря чему ученые конфуцианцы обладали преимуществом, а наследственная бюрократия процветала. Консервативная система приказала долго жить, и вскоре развязалась война придворных фракций, правительство опутала сеть интриг. В то же время оно не считалось с народом, полагаясь на армию: налоги росли и пускались на роскошь, которой украшали себя придворные. Своим принципом царство объявило "Землю и Удобство", то есть преимущество территории, которая защищала их. Река Янцзы прикрывала земли царства, а вместе с ней и царство "Шу".

Царство "Шу" придерживалось принципа "Человечности и Дружбы", однако он не претворился в жизнь. Захватив Сычуань, Чжугэ Лян получил материальные возможности, но весьма пассивное население, не разделявшее амбиций правителя. Именно поэтому Лян стремился попасть на Срединную равнину, найти отголоски "жёлтых повязок" и честолюбивых воинов Хань, но все шесть его попыток совершить поход в эти земли были остановлены полководцем "Вэй" Сыма И. Сын Лю Бэя и двор погружались в обыденность, а вся власть фактически перешла к евнухам, и пока удальцы складывали головы на полях сражений, в самой Сычуани царила отчуждённость от военных дел. Преемник Чжугэ Ляна, перебежчик с севера Цзян Вэй, предпринимал продолжить путь своего наставника, но его талант был ничем по сравнению с качествами Ляна, и в 264 году после ряда крупных сражений войска "Вэй" вошли в Чэнду — столицу царства "Шу" — и вэйский чэн-сян (фактически, премьер-министр госудаства) Сыма Чжао установил там порядок.

-2