Найти в Дзене

Тест на магическую любовь

Атлантика (2019, режиссёр Мати Диоп)

Летний кинотеатр. Фильм десятый

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Дебютный фильм «Атлантика» француженки сенегальского происхождения Мати Диоп, получившей на Каннском кинофестивале в 2019 году Гран-при, начинается как простая любовная драма: оставшись без жалования за четыре месяца работы на строительстве небоскрёба в Дакаре, небогатый юноша Сулейман (Траоре) вместе с другими молодыми рабочими решает пересечь океан и попытать счастья в далёкой Барселоне. На коротком свидании с возлюбленной Адой (Мамэ Бинета Сане) он скрывает от неё своё намерение и уже этим же вечером отплывает в ночь. Аду, тем временем, пытаются выдать замуж за богатого жениха.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

До середины фильма ничто не предвещает какого-либо перелома в этой достаточно стандартной схеме — страдания героини протекают буднично, с потерей интереса ко всему живому, если оно не касается её возлюбленного. Вестей от него по-прежнему нет, и Ада вынуждена согласиться на брак с нелюбимым Омаром. И с этого момента история погружается в таинственный обряд переселения душ. Во время обряда бракосочетания новоиспечённых молодожёнов вдруг вспыхивает огнём их богато украшенное супружеское ложе. Весть о том, что Сулейман находится в городе и пожар устроен им быстро разносится по окрестностям и начинает интересовать инспектора полиции Иссу (Амаду Мбов), розыскные мероприятия которого ни к чему не приведут. Точнее, приведут к тому, что он сам себя закуёт в наручники и выбросит в другой конец комнаты ключ.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Скоро мы поймём, что свадьба расстроена действительно Сулейманом, который вернулся к своей возлюбленной в виде призрака. Нет, это не фильм ужасов и не зомби-экшн о возмездии. Это история о мистической связи любящих душ, которая здесь органично увязывается с социальной критикой рабовладельческой политики власть имущих. Здесь не будет документальных кадров или гиперреалистического рассказа об одиссее бедных сенегальских рабочих по Европе. Взгляд Мати Диоп лишён острых или резких высказываний в духе политического кино. Это будет всё та же любовная драма, снятая в духе магического реализма с положенным ему будничным мистицизмом и цветом ночи.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Камера Клер Матон будет следовать за Адой постоянно, и мы будем следить за историей через её реакцию на события, через её обстоятельства и через её чувства. Камера будет следить не за теми, кто ушёл, а за теми, кто остался их ждать. Это в их тела вселятся погибшие рабочие, это через них они будут говорить, что с ними случилось, это они придут мстить за несостоявшуюся жизнь и любовь в родной стране. Перед нами редкий пример сильной метафоры любовного единения. И решён этот переход всего лишь одной, но такой убедительной деталью — у всех, в кого вошёл неуспокоенный дух, пугающе белые глаза. Любовь в данном случае если и слепа, то по иной причине. Иногда даже можно поймать себя на мысли, что, смотря «Атлантику», на самом деле читаешь какой-то забытый роман Габриэля Гарсиа Маркеса. Здесь соединяются и народные сказания, и полицейская хроника, и нежнейшая история любви, и притча о неуспокоенных призраках.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Мати Диоп работает в жанре новой городской легенды, совмещая через объектив камеры предметные стёкла разных культур, где магия буднично соседствует с ночным клубом, средневековое невежество со смартфонами, а футуристическая «Чудо-башня» на берегу залива с лачугами, в которых ютятся местные жители, занятые на её строительстве. И через это фантастическое, сверххудожественное соединение «Атлантика» обретает язык едва уловимой поэзии, которая способна стереть горизонт, как несуществующую линию между верхним и нижним мирами, и оставить единое величественное пространство, в котором отчётливо будет слышаться шёпот: «Я почувствовал, как твой плач тянет меня к берегу». Слышать его, значит пройти тест на магическую любовь.

© Алексей Исаев, 11 июня 2020