Найти тему
Лекторий СПВ

Как Екатерина II помогла двум влюбленным пожениться

Портрет Екатерины II. Художник Петр Дроздин. Фоторепродукция из открытых источников.
Портрет Екатерины II. Художник Петр Дроздин. Фоторепродукция из открытых источников.

Романтическая история двух актеров петербургского придворного театра, любимцев публики Лизы Урановой и Силы Сандунова, произвела немало шума на исходе царствования Екатерины II. Лиза, воспитанница столичного театрального училища, блистала на сцене с восемнадцати лет. Сандунов, дебютировавший когда-то в роли слуги в комедии Княжнина «Чудаки», был старше ее на полтора десятка лет...

Вообще-то настоящая фамилия Лизы была Федорова, но Екатерина II настолько благоволила ей, считая, что ее любимица станет звездой на театральном небосклоне, что дала ей новую фамилию - Уранова, в честь планеты.

Возлюбленный примадонны происходил из благородного грузинского рода Зандукели. Его соперником в борьбе за красавицу Уранову стал влиятельный канцлер Александр Безбородко, и ему всячески способствовали статс-секретари императрицы Александр Храповицкий и Петр Соймонов, ведавшие театральной дирекцией.

Высокопоставленные интриганы как могли портили жизнь Сандунову. Отчаявшись, в январе 1791 года во время своего бенефиса он, как следует из записи в дневнике Храповицкого, произнес «рацею насчет дирекции» (рацея - длинное назидательное рассуждение). В ней он обвинил театральное начальство в коварных происках против него. Императрица немедленно отреагировала: велела у Сандунова «через полицию взять рацею им говоренную». А Храповицкому объявила: «Вот к чему приводит несправедливость!».

Однако даже этот смелый шаг не помог влюбленным. Тогда Лиза осмелилась на еще более смелый «демарш». Играя 11 февраля в любимой опере Екатерины II, актриса бросилась перед ней на колени: «Матушка-царица, спаси меня!». И вручила челобитную о том, что ей препятствуют вступить в брак с любимым человеком. В ту же минуту из-за кулис выбежал Сила Сандунов и тоже распростерся перед государыней.

В дневнике Храповицкого можно прочитать следующее: «В вечеру играли в Ермитаже «Федула», и Лизка подала на нас просьбу. В тот же вечер прислана записка к Трощинскому, чтобы заготовить указ для увольнения нас от управления театрами».

Уже спустя три дня, 14 февраля 1791 года, влюбленные обвенчались в дворцовой церкви, причем императрица сама «убирала невесту к венцу». Среди историков бытует мнение, что несколько театральное по форме разоблачение «злодеев», идеально соответствовавшее эстетике нарождавшегося сентиментализма, состоялось если не по инициативе императрицы, то с ее ведома...

Сила Сандунов и Лиза Уранова. Фоторепродукция из открытых источников.
Сила Сандунов и Лиза Уранова. Фоторепродукция из открытых источников.

Однако Николай Юсупов, который стал ведать театральной дирекцией, не очень благоволил к чете Сандуновых. По всей видимости, причиной были продолжавшиеся интриги мстительного Безбородко. Он распускал грязные слухи, что супруги Сандуновы ведут распутную жизнь и потому их непременно нужно развести. Самого Сандунова прилюдно называл «развратником», «пьяницей», «гордецом». Лиза отомстила князю публично.

В опере «Редкая вещь» она выступала в роли крестьянки, которую некий городской волокита пытался обольстить дорогими подарками. В одном из эпизодов добродетельная девушка-крестьянка брала, по сюжету, из рук своего соблазнителя кошелек и исполняла арию: «Перестаньте льститься ложно // И думать так безбожно, // Что деньгами возможно // В любовь к себе склонить». После этих слов Лиза демонстративно швырнула кошелек в сторону ложи, где восседал Безбородко. Осведомленная об интриге публика тотчас же разразилась аплодисментами. Безбородко сначала побагровел от гнева, но, сообразив, что нельзя терять лицо и дать повод пересудам, последовал общему примеру...

В марте 1794 года Сила Сандунов попросил императрицу дать ему и жене отставку и уволить из придворного театра, «а за 11-летнюю мою службу удостоить меня из милосердия своего хотя бы самомалейшим пансионом, дабы я мог иметь, с бедною моею женою, хотя бы дневное пропитание; но предвижу, что мстящие мне сластолюбцы нигде не оставят меня в покое, если не буду иметь верного куска хлеба». Императрица удовлетворила просьбу, но вместо пансиона пожаловала единовременное вознаграждение.

Сандуновы переехали в Москву. Там Елизавета продолжала выступать в театрах. Ее лучшей ролью там была Настасья-боярышня в опере «Старинные святки». Что же касается Силы Сандунова, то он стал одним из любимых московских комиков. Напротив своего московского дома он возвел великолепные бани - знаменитые «Сандуны», благодаря которым, в общем-то, и вошел в историю. Кроме того, прославился благотворительностью: отдал в пользу сирот из воспитательного дома практически все драгоценности, которые Лизе преподнесли петербургские поклонники.

После Отечественной войны Сандуновы перебрались из разоренной Москвы в Петербург. Елизавета еще десять лет блистала на сцене. Современники восторгались ею в опере «Весталка». Прославилась она и как концертная исполнительница народных песен - «Лучины», «Чернобровый, черноглазый», «В поле липонька стояла»...

Однако затем, уже по вполне понятным причинам, Елизавета Сандунова стала почти исключительно играть «первые роли благородных матерей и комических старух», что, кстати, обговаривалось в заключенном с нею контракте. Как отмечалось в журнале «Исторический вестник», ее последнее появление на сцене состоялось 5 февраля 1823 года. Для своего бенефиса она выбрала оперу «Отец и дочь», и она же «закончила собою ее блестящее служение искусству».

Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.