Найти в Дзене
MAD TOSBY

Короткий метр BAFTA: вспоминаем лучшее

Оглавление
Фото ©️ CoolConnections
Фото ©️ CoolConnections

За­вер­ша­ющий се­анс 20-го фес­ти­валя «Но­вое бри­тан­ское ки­но» сос­то­ял­ся в ки­ноза­ле Мос­ков­ской шко­лы ки­но, где бы­ли пред­став­ле­ны 8 ко­рот­ко­мет­ражных филь­мов, но­мини­рован­ных на BAFTA, пре­мию Бри­тан­ской ака­демии ки­но и те­леви­зи­он­ных ис­кусств. Ат­мосфер­ный об­зор Ан­то­на Чек­лу­ева — ни­же

По­ка в со­сед­ней а­уди­тории из­вес­тный ки­новед Все­волод Кор­шу­нов го­товил лек­цию, по пя­тому эта­жу треть­его кор­пу­са Artplay су­ети­лись сот­рудни­ки и сту­ден­ты. Око­ло вхо­да в зал стол­пи­лись же­ла­ющие уви­деть пол­ный спи­сок ко­рот­ко­мет­ра­жек, но­мини­рован­ных на пре­мию BAFTA 2019. Ат­мосфе­ра пе­ред по­казом бы­ла нап­ря­жён­ной, мно­гие юти­лись на сту­пень­ках, а спе­ци­аль­но приг­ла­шён­ные гос­ти, ра­ди ко­торых си­нефи­лов сог­на­ли с за­резер­ви­рован­ных мест пря­мо во вре­мя по­каза, зе­вали и си­дели с зак­ры­тыми гла­зами. Всё это, а так­же при­сутс­твие и эс­те­тов, и ре­мес­ленни­ков, под­чер­кну­ло флёр про­фес­си­она­лиз­ма, ведь ко­рот­кий метр — пря­мая до­рога в мир боль­шо­го ки­но.

В прог­рамме по­каза бы­лы пред­став­ле­ны во­семь ко­рот­ко­мет­ражных филь­мов. По­беди­тель BAFTA в ка­тего­рии «луч­ший ко­рот­ко­мет­ражный фильм» вы­бира­ет­ся сре­ди иг­ро­вых и до­кумен­таль­ных филь­мов, а для ани­маци­он­ных ко­рот­ко­мет­ра­жек пре­дус­мотре­на от­дель­ная ка­тего­рия. В са­мом по­казе все но­минан­ты и по­беди­тели бы­ли пе­реме­шаны; в пер­вой ка­тего­рии бы­ли пред­став­ле­ны пять кар­тин, во вто­рой, ани­маци­он­ной, — три. Об­щая тен­денция всех по­казан­ных кар­тин — про­летар­ская нап­равлен­ность и проб­ле­мы ра­боче­го клас­са. Ки­но Ве­ликоб­ри­тании — стра­ны про­мыш­ленно­го ка­пита­лиз­ма — тя­готе­ет к ле­вой по­вес­тке: здесь и неб­ла­гопо­луч­ная юность чер­но­кожей мо­лодё­жи, и страш­ное бес­си­лие ста­рых лю­дей пе­ред собс­твен­ны­ми кош­ма­рами, и проб­ле­мы бед­но­го сту­ден­чес­тва, и, ес­тес­твен­но, при­веты из быв­ших до­мини­онов. Всё это прип­равле­но так­тичностью и ак­ку­рат­ностью в по­даче ма­тери­ала, хо­рошим для ко­рот­ко­го мет­ра бюд­же­том, а так­же ис­то­ри­ей. В Бри­тании да­же не­боль­шую си­ту­ацию лю­бят обыг­ры­вать нап­ря­жён­но и по­вес­тво­ватель­но, а ис­то­рии для ко­рот­ко­го мет­ра по­луча­ют­ся оче­вид­ны­ми, лёг­ки­ми, све­жими и прак­ти­чес­ки ни­ког­да не вы­мучен­ны­ми.

О филь­мах — в по­ряд­ке по­каза.

«У­ол­ли» / «Вельс» / Wale (2018)

реж. Бар­на­би Блэк­бёрн

Впи­сав­ший­ся в двад­цать ми­нут нап­ря­жён­ный и ди­намич­ный трил­лер рас­ска­зыва­ет о мо­лодом чер­но­кожем юно­ше У­ол­ли, ко­торый ре­ша­ет за­вязать с кри­миналь­ным улич­ным за­работ­ком. Же­лая най­ти чес­тную ра­боту, он бро­дит по рын­ку в при­горо­де Лон­до­на и на­тыка­ет­ся на рес­пекта­бель­но­го гос­по­дина. У­ол­ли пред­ла­га­ет нез­на­ком­цу взять его на ра­боту ав­то­меха­ником. Не­ожи­дан­но гос­по­дин про­яв­ля­ет мак­си­маль­ное до­верие, что, ес­тес­твен­но, яв­ля­ет­ся ло­вуш­кой с целью под­ста­вить У­ол­ли ра­ди то­го, что­бы за­мес­ти сле­ды страш­но­го прес­тупле­ния.

Фото ©️ CoolConnections
Фото ©️ CoolConnections

«73 ко­ровы» / 73 cows (2018) 

реж. Алекс Лок­вуд

По­беди­тель в но­мина­ции «Луч­ший ко­рот­ко­мет­ражный фильм». До­кумен­таль­ная лен­та о труд­ном мо­раль­ном вы­боре по­томс­твен­ных фер­ме­ров в эпо­ху все­об­щей гу­мани­зации и по­выше­ния цен­ности жиз­ни. Фер­мер, глав­ный ге­рой, пе­режи­ва­ет пе­ри­од деп­рессии. Мно­го лет он со­дер­жал ко­ров, ко­торых в ито­ге уво­зили на убой, при­вязы­вал­ся к ним и счи­тал их пол­но­цен­ны­ми лич­ностя­ми. Не в си­лах вы­носить сво­его бре­мени, он ре­ша­ет от­дать сво­их жи­вот­ных в спе­ци­аль­ный при­ют и пе­рек­ва­лифи­циро­вать фер­му в ве­гета­ри­ан­скую. Очень кра­сивые кад­ры сель­ской Бри­тании с квад­ро­коп­те­ра под им­мерсив­ный са­унд­трек све­жего рас­све­та.

Фото ©️ CoolConnections
Фото ©️ CoolConnections

«Я в по­ряд­ке» / I'm OK (2018)

реж. Эли­забет Хоббс

Пер­вый ани­маци­он­ный фильм прог­раммы. Ис­то­рия вза­имо­от­но­шений круп­ней­ше­го авс­трий­ско­го экс­прес­си­онис­та Ос­ка­ра Ко­кош­ки с его му­зой Аль­мой Ма­лер, вдо­вой из­вес­тно­го ком­по­зито­ра Гус­та­ва Ма­лера. Кар­ти­на на­поми­на­ет чёр­но-бе­лый шарж с вкрап­ле­ни­ями яр­ких цве­тов и ил­люс­три­ру­ет бе­зум­ную бу­рю в ду­ше ху­дож­ни­ка, впос­ледс­твии приз­нанно­го пси­хичес­ки нес­та­биль­ным, ко­торый от­прав­ля­ет­ся на Пер­вую ми­ровую вой­ну, ос­та­вив лю­бимую. В кон­це филь­ма — фо­тог­ра­фия са­мого ра­нено­го Ко­кош­ки. Кто бы мог по­думать, что про­живет он ещё очень дол­го и ум­рет в Швей­ца­рии в 1980 го­ду в воз­расте 93 лет. 

Фото ©️ CoolConnections
Фото ©️ CoolConnections

«Хо­лос­тяк, 38 лет» / Bachelor, 38 (2017)

реж. Ан­дже­ла Кларк

Тро­гатель­ное и так­тичное до­кумен­таль­ное ин­тервью с по­жилым муж­чи­ной, про­жив­шим всю жизнь в Кар­диффе. Ис­поль­зуя жи­вое ин­тервью и толь­ко пред­ме­ты эпо­хи мо­лодос­ти ге­роя — те­лефон­ные кни­ги, спра­воч­ни­ки, фо­тог­ра­фии, га­зеты, — ре­жис­сёр ви­зу­али­зиру­ет нос­таль­ги­чес­кую ис­то­рию (из пер­вых уст) о пер­вой боль­шой люб­ви к дру­гому муж­чи­не во вре­мена, ког­да не бы­ло ин­терне­та и сай­тов зна­комств, а чис­лить­ся ге­ем бы­ло прак­ти­чес­ки не­закон­но. Ге­рой зна­комит­ся со сво­им спут­ни­ком жиз­ни по объ­яв­ле­нию и жи­вёт с ним де­вять лет до смер­ти воз­люблен­но­го.

Фото ©️ CoolConnections
Фото ©️ CoolConnections

«Мар­фа» / Marfa (2018)

реж. братья Мак­Ле­оды

Са­мый не­понят­ный и кис­лотный фильм по­каза. На­бор сюр­ре­алис­ти­чес­ких об­ра­зов, свя­зан­ных с ис­то­ри­ей од­но­го го­рода, его бы­том и де­таля­ми, зна­комым обы­вате­лям, пред­став­ленных так, слов­но это пы­ла­ющий из­да­лека сон.

Фото ©️ CoolConnections
Фото ©️ CoolConnections

«Ху­лиганьё» / Roughhouse (2018)

реж. Джо­натан Ход­жсон

Зас­лу­жен­ный по­беди­тель в ка­тего­рии «Луч­ший ко­рот­ко­мет­ражный ани­маци­он­ный фильм». Три дру­га из Бир­минге­ма при­ез­жа­ют учить­ся по­литех­ни­чес­кий ин­сти­тут и сни­ма­ют квар­ти­ру, где их со­седом ста­новит­ся пи­жонис­тый сту­дент-юрист. Сту­ден­ческая жизнь раз­во­дит дру­зей по раз­ным уг­лам, один из них те­ря­ет го­лову и на­чина­ет тра­тить день­ги на ве­черин­ки, вы­зывая не­доволь­ство со­седей и хо­зя­ина квар­ти­ры. Сти­лис­ти­ка кар­ти­ны мно­гос­лой­на и рож­да­ет мно­жес­тво ас­со­ци­аций, нес­мотря на ко­рот­кую ис­то­рию. Ис­поль­зу­ют­ся крас­ные и зе­лёные от­тенки цве­та и об­щий ан­ту­раж, на­поми­на­ющий фран­цуз­ский муль­тфильм "Lascars" (2009), а так­же про­летар­ская эс­те­тика, сме­шан­ная с пор­то­вым анар­хист­ским про­тес­том Sex Pistols.

Фото ©️ CoolConnections
Фото ©️ CoolConnections

«Си­няя дверь» / The Blue Door (2017)

реж. Пол Тей­лор

Здесь по­яв­ля­ет­ся единс­твен­ная для рос­сий­ско­го зри­теля уз­на­ва­емая ак­три­са — Джем­ма У­илан, ис­полнив­шая роль Яры Грей­джой в се­ри­але «Иг­ра Прес­то­лов» (2011 — 2019). Джем­ма иг­ра­ет си­дел­ку, при­ходя­щую к бо­ле­ющей по­жилой жен­щи­не для ока­зания пал­ли­атив­ной по­мощи. Од­на­ко ей не да­ет по­коя стран­ная гал­лю­цина­ция — она пе­ри­оди­чес­ки ви­дит си­нюю дверь, в ко­торую кто-то сту­чит­ся.

Фото ©️ CoolConnections
Фото ©️ CoolConnections

«По­ле» / The Field (2018) 

реж. Сандхья Су­ри

Прос­тая и поч­ти фоль­клор­ная ис­то­рия из быв­шей ко­лонии Ве­ликоб­ри­тании, эк­зо­тичес­кой Ин­дии, ри­су­ющая быт ин­дий­ских зем­ле­дель­цев, за­нима­ющих­ся об­ра­бот­кой ку­куру­зы. Же­на од­но­го из ра­бот­ни­ков пре­пятс­тву­ет се­зон­но­му по­косу по­ля, объ­яс­няя это тем, что ку­куру­за ещё не­дос­та­точ­но соз­ре­ла. В дей­стви­тель­нос­ти же в по­ле мож­но прак­ти­чес­ки бес­пре­пятс­твен­но встре­чать­ся ночью с лю­бов­ни­ком, ухо­дя от спя­щих де­тей и суп­ру­га. Ку­куру­за за­щища­ет нас­то­ящую лю­бовь от ру­тин­но­го ми­ра.

Фото ©️ CoolConnections
Фото ©️ CoolConnections

Под­робнее о про­шед­шем фес­ти­вале —  на офи­ци­аль­ном сай­те CoolConnections.