Ваня закончил первый класс и получил первый список чтения на лето (в конце статьи).
Произведения разные, объемные и не очень. Кое-что мы уже читали, это несколько облегчает задачу. Помимо чтения рекомендовано вести читательский дневник. О его пользе я уже писала (https://zen.yandex.ru/media/id/5d9de383df944400ae605360/chitatelskii-dnevnik-5e09e85a027a1500b2df339e).
Зачем читательский дневник первокласснику
Прежде всего, это формирование полезной привычки. Далее, ребенок продолжает упражняться в чистописании. Письмо – очень сложный навык, для его формирования нужны постоянные тренировки. Если все лето не брать в руки ручку, боюсь, осенью придется вспоминать, как пишутся буквы.
В моем детстве не было читательского дневника, но как только я научилась писать, стала записывать свои стихотворения и сказки. А еще в те далекие годы мы писали письма на бумаге, рукой, представляете?:) Навык развивался.
Еще один плюс – ребенок учится формулировать мысли, выделять главное в прочитанном, давать оценку действиям персонажей. Он не просто односложно отвечает на вопрос, понравился ли рассказ: да или нет. А объясняет, чем понравился, что удивило, что полезное и интересное можно унести с собой. И это первые шаги к пониманию большой литературы, без которой жизнь наша скучна и бесцветна.
Идет и творческое развитие. Например, в нашем дневнике есть место для того, чтобы нарисовать иллюстрации. Учительница просто предложила рисовать картинки к понравившимся произведениям.
То есть, всего за 20-30 минут в день мы комплексно развиваем навыки чтения, понимания текста, письма и рисования.
Можно ли обойтись без читательского дневника и вообще без списка чтения
Можно. В этом мире все еще много детей, которые любят читать. У них свои предпочтения, которые не стоит отодвигать на задний план ради списка из школьной программы. Да и, как правило, большая часть предложенного в нем уже прочитана ранее.
Если при этом у ребенка хорошо развита память, и он умеет рассуждать о прочитанном, что не редкость, то для тренировки навыка письма можно использовать другие способы.
Если же всего вышеперечисленного нет, читательский дневник – полезнейшая вещь.
Как читаем мы
Не случайно пишу «мы». В предыдущих статьях я уже говорила, что чтение не входит в число любимых Ваней занятий. Сдвгешки часто сталкиваются с этой проблемой, как и с проблемами письма: им трудно концентрировать внимание, долго сидеть на одном месте, они путают буквы, могут писать их зеркально, размер букв скачет и т.д. Поэтому ребенку нужна помощь взрослого, поддержка и мотивация.
Ване очень помогают объяснения, почему он должен читать летом каждый день, зачем вести записи, как это пригодится ему в будущем, как облегчит учебу в следующем году и т.д. Повторять это нужно регулярно.
Читать тоже нужно регулярно. Две-три страницы в день – это объем большинства произведений из списка. Но если сегодня они не будут прочитаны, то завтра ребенок не прочитает 6. Поэтому в течение дня нужно выбрать спокойное время между играми, прогулками, тренировками и прочитать. Если рассказ или сказка больше, мы практикуем совместное чтение, где-то по ролям, где-то по очереди.
Семейное чтение я не отменила. Все так же вечером мы ложимся втроем, и я читаю книгу. На днях закончили «Волшебника изумрудного города», начали «Урфина Джуса…». Иногда читает дедушка.
Следующий этап – запись. Дневник, который купили зимой для 10 сказок, продолжаем. Чтобы Ване было легче писать, я прочертила в нем дополнительные линии. Но этот вариант мне не очень нравится, поэтому, когда он закончится, заведем обычную тетрадь в косую. Подтемы распечатаю и вклею.
Ваня находит имя автора и записывает его.
Записывает название.
Потом формулирует основную мысль произведения. Иногда это непросто, помогаю наводящими вопросами, иногда получается сразу.
Следующий пункт нашего дневника – характеристики главных героев. Здесь нужно избегать однозначных оценок, постараться раскрыть образ со всех сторон. Кажется, что в таких маленьких произведениях для детей нечего особо и искать, но нет. Детская литература очень интересна. Даже в маленьких юмористических рассказах Носова с героями происходят большие перемены, и ребенку нужно помочь это увидеть. Именно помочь, а не дать готовый ответ.
Пункт «Незнакомые слова» пока у нас пустует.
«Что понравилось» пишем очень кратко, но обсуждаем подробно.
Не заставляю, ни в коем случае не наказываю. Просто напоминаю, что сегодня еще не сделано важное и полезное дело. Если дело вообще не делается, как вчера, мы ездили на дачу и устали все, Ваня просто отдыхает. Ведь главная цель не прогнать список и отчитаться, а привить ребенку полезный навык, вызвать интерес к чтению, а со временем – и любовь.
Список литературы на лето
Русская литература
1. В. Драгунский "Денискины рассказы" (на выбор 2-5)
2. Д.Н. Мамин-Сибиряк “Серая шейка”
3. Л.Н.Толстой “Три медведя”, “Котенок”, “Булька”, “Три товарища”
4. Н.Носов “Живая шляпа”, “Заплатка”, “Затейники”.
5. М.М. Зощенко “Елка”
6. В.Катаев “Дудочка и кувшинчик”,”Цветик-семицветик”
7. П.П. Бажов “Серебряное копытце”
8. М.Пришвин “Еж”, “Берестяная трубочка”, “Лисичкин хлеб”
9. В.Бианки “Как муравьишка домой собирался”, “Аришка-трусишка”, “Кто чем поет?”
10.В.В. Медведев “Обыкновенный великан”
11.Э.Н.Успенский “Крокодил Гена и его друзья”, “Дядя Федор, пес и кот”
Зарубежная литература:
1. Г.Х.Андерсен “Принцесса на горошине”, “Стойкий оловянный солдатик”.
2. Братья Гримм “Сладкая каша”, “Золотой гусь”
3. Ш. Перро “Кот в сапогах”.
4. Дж. Родари “Путешествие голубой стрелы”
5. Т.Янсон “Маленькие тролли и большое наводнение”
6. А.Линдгрен “Три повести о Малыше и Карлсоне” (по желанию)
7. А.Милн “Винни Пух и все-все-все” (по желанию)
8. Р.Киплинг”Рикки-Тикки-Тави”, “Отчего у верблюда горб”, “Слоненок”
Стихи:
1. Б.Заходер “Веселые стихи”, ”Птичья школа”
2. С. Михалков “Дремота и забота”, ”Про мимозу”, “Чистописание”
3. С.Маршак ”Школьнику на память”
4. К.Чуковский "Путаница", "Федорино горе"
5. Г.Остер “Вредные советы”, “Зарядка для хвоста”