Найти в Дзене

СПЕКУЛЯЦИЯ НА ТЕМУ ЭПОХИ

Сериал Фарца
Сериал Фарца

Кажется, наше телевидение обрело контентную уверенность по части варения больших объемов «телемыла». Судя по премьерным показам последнего времени таких рецептов два. Первый – использовать биографии «звезд» ушедшего времени. Второй – снимать ленты о событиях определенной эпохи, в данном случае – эпохи «оттепели». Во вторую тенденцию вполне вписывается новой сериал Егора Баранова «Фарца».

Для зрителей со стажем этот термин не нуждается в расшифровке. Так называли спекулянтов иностранной валютой и заграничными шмотками в эпоху советского дефицита. Тех, кто занимался подобной «деятельностью», большинство советских граждан презирало, но временами было вынуждено использовать их для того, чтобы радовать себя ширпотребом из-за «бугра». Сказать, что фарцовщики были героями эпохи, было бы неправдой. Скорее, некая, малозаметная часть пейзажа эпохи. Это позже они стали первыми кооператорами, а затем постсоветскими «бизнесменами». Но, посмотрев, новый сериал «Фарца», приходишь к грустному выводу о том, что о той же самой «оттепели» все будут судить отныне как о времени, в котором жили хорощие безалаберные и дружные парни, да только суровая действительность заставила их заниматься спекуляцией с целью получения нетрудовых доходов.

Попутно заметим, что столь искаженное представление о сути времени, представленное в сериале «Фарца», логично влечет за собою огромное количество неточностей по части хронологии и бытовых деталей. Перечислять всех нет смысла, но любой зритель со стажем скажет, что сначала Гагарин полетел в космос, а потом в журнале «Юность» была опубликована повесть Аксенова «Звездный билет». Опора на имена и биографии знаменитых людей 60-х – тоже отличительный признак нынешнего «ретро-телемыла». В «Фарце» собственной персоной являются «Василий Аксенов», «Геннадий Шпаликов», «Михаил Светлов», «Андрей Миронов», «Наталья Фатеева». Естественно, поют герои под гитару песни Булата Окуджавы, а со своими пассиями объясняются с помощью стихов Андрея Вознесенского и Евгений Евтушенко.

Однако количество упоминаний и экранных присутствий знаковых персонажей эпохи еще не означает создание соответствующей атмосферы. И тогда в ход идет прямой киноплагиат, то есть откровенное и нескрываемое заимствование эпизодов и мотивов из фильмов 60-х годов и о 60-х. «Жертвами» синефильства авторов сериала пали ленты «Застава Ильича», «Зеленый огонек», «Шумный день», «Коллеги», «Три плюс два», «Стиляги» и более всего – картина Георгия Данелии «Я шагаю по Москве», из которой господин Баринов украл даже главного героя – начинающего писателя Андрея Трофимова (Алексей Петров), с возвращения которого в Москву из Сибири и начинаются приключения четверки друзей.

Если бы Егор Баринов учился во ВГИКе, то ему следовало поставить оценку «Отлично» за знание советского кино, но он заслужил «неуд» за режиссуру, а уж тем более за очевидный смысл своего творения, в котором выражено не восхищение временем и его персонажами, но создан романтический ореол вокруг откровенно полукриминальной деятельностью четверых оболтусов и шалопаев, которые за 8 серий «Фарцы» превращаются в откровенных уголовников, не лишенных, правда, обаяния молодости. Но и это преимущество обычно проходит с первым сроком, проведенным не на воле.

К сожалению, «Фарца» не единственный контентный продукт Первого канала на тему 60-х. Нас ждет еще более откровенная спекуляция на тему эпохи – сериал «Однажды в Ростове», в котором трагедия Новочеркасского расстрела 1962 года послужит поводом для очередной романтизации очередных уголовников. Впору защищать уже не только Великую Отечественную от нашествия экранных ремесленников, но и эпоху нашего детства, в котором по версии Первого канала царили сплошь бандиты да спекулянты.

Сергей Ильченко

Профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения

https://jf.spbu.ru