Найти тему
Транспортёр 🚂🚃🚃

Чем богат крымский троллейбус

Оглавление

Крымтроллейбус - крупнейшее транспортное пассажирское предприятие Крыма. Основано в 1959 году для обслуживания первой в мире междугородней горной троллейбусной линии Симферополь — Алушта — Ялта, которая находилась на этапе строительства.

Летом того же года в Симферополь прибыли первые троллейбусы: отечественные МТБ-82Д и Škoda 8Tr.

МТД-82

МТБ-82 — советский высокопольный троллейбус средней вместимости для внутригородских пассажирских перевозок, серийно производившийся с 1946 по 1961 год.

Изначально выпуск МТБ-82 был развёрнут на заводе № 82 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР в подмосковном Тушино (в настоящее время Тушинский машиностроительный завод). В 1951 году производство перенесли на завод имени Урицкого (в настоящее время ЗАО «Тролза») в город Энгельс.

Названием машины является аббревиатура от «московский троллейбус», индекс соответствует номеру первого завода-изготовителя. Прилагательное московский в названии было следствием двух причин: секретности местоположения завода № 82 и расположения Тушино поблизости от Москвы; буквосочетание ТБ являлось в то время традиционным обозначением троллейбуса.

Полное число выпущенных МТБ-82 превышает пять тысяч машин. Это позволило МТБ-82 занять доминирующее положение среди моделей троллейбусов, работавших в СССР 1950-х годов.

Технические характеристики:

  • выпускался с 1946 по 1961 гг.
  • произведено более 5000 экземпляров
  • мощность двигателя - 80 кВт
  • макс. скорость - 55 км/ч
  • полная вместимость - 86 чел.

Škoda 8Tr

Škoda 8Tr — троллейбус, выпускавшийся чешской фирмой Škoda в 1956—1961 годах. На конвейере он сменил модель Škoda 7Tr, выпускавшуюся с 1950 года. 8Tr оказалась более массовой моделью, чем предыдущие — было выпущено 750 экземпляров, поставлявшихся в страны Восточной Европы и в Советский Союз. Базовой была комплектация с тремя дверьми, специально для СССР разработали двухдверный вариант кузова. На конвейере 8Tr сменила самая массовая шкодовская модель троллейбуса — Škoda 9Tr, экземпляров которой было выпущено более семи тысяч.

Регулярные поставки начались после испытаний на крымских дорогах, где Шкоды показались себя лучше отечественных троллейбусов, в том числе МТБ-82.

Технические характеристики:

  • выпускался с 1956 по 1961 гг.
  • произведено 750 экземпляров
  • мощность двигателя - 120 кВт
  • макс. скорость - 50 км/ч
  • полная вместимость - 78-80 чел.

В июле 1961 было закончено строительство второй очереди междугородной троллейбусной линии Алушта-Ялта, протяженностью 33 км. Таким образом, было завершено сооружение самого длинного троллейбусного маршрута в мире Симферополь-Алушта-Ялта, протяженностью 85 км.

В 70-80 годах в курортный сезон интервалы движения троллейбусов на трассе Симферополь — Алушта составляли в среднем 2 минуты.

В это же время начались поставки Škoda 9Tr

Škoda 9Tr

Škoda 9Tr — троллейбус, который выпускался с 1961 по 1982 годы чехословацким предприятием «Шкода-Остров» и был одним из «легендарных», наиболее массовых моделей троллейбусов, эксплуатировавшихся в СССР, — в общей сложности более 5 тыс. машин (из них только в Украинскую ССР было поставлено 3058 троллейбусов). Также троллейбусы данной модели эксплуатировались в Афганистане, НРБ, ГДР, Индии, Норвегии, Польской Народной Республике, Румынии и в Чехословакии.

В СССР поставлялось небольшое количество трёхдверных машин, но на машинах, предназначенных для трассы Симферополь-Алушта-Ялта, у них блокировали среднюю дверь, выравнивали пол и устанавливали дополнительные места; так же модернизировали и Škoda 14Tr.

Массовая эксплуатация на крымских дорогах продлилась до середины 2015 г.

Технические характеристики:

  • выпускался с 1961 по 1982 гг.
  • произведено 7372 экземпляра
  • мощность двигателя - 115 кВт
  • макс. скорость - 60 км/ч
  • полная вместимость - 100 чел.

Сейчас данные машины эксплуатируются в качестве Техпомощи

Есть и экскурсионная версия с барной стойкой на борту

Škoda 9Tr19 № 1508 для ваших свадеб и корпоративов
Škoda 9Tr19 № 1508 для ваших свадеб и корпоративов

Некоторым красавцам суждено стать памятником.

Škoda 14Tr

Эпоха 80-х принадлежит этой модели чешского машиностроения. Было поставлено более 30 троллейбусов.

Škoda 14Tr — троллейбус, который выпускался с 1980 года чехословацким предприятием Škoda Ostrov. Троллейбус стал преемником Škoda 9Tr (модели 10Tr и 13Tr остались в проектах, 11Tr была выпущена лишь в единичных экземплярах, а Škoda 12Tr назывался троллейбусный поезд из двух Škoda 9Tr). Данный аппарат высоко ценится за надёжность и неприхотливость в работе, однако, большинство троллейбусов в бывшем СССР находится в плачевном состоянии. Тем не менее, многие троллейбусы этой марки работают на маршрутах в Восточной Европе.

Технические характеристики:

  • выпускался с 1980 по 2004 гг. (24 года!!!)
  • произведено 3888 экземпляров
  • мощность двигателя - 100 кВт
  • макс. скорость - 65 км/ч
  • полная вместимость - 80 чел.

Около 5 экземпляров до сих пор эксплуатируются на ЮБК. Этим машинам уже за 30 (хотя проектировщики закладывали 25)

Чтобы отразить всю культовость этого чуда электротранспорта, фото из США вашему вниманию:

Сам факт наличия электротранспорта на улицах Америки меня удивил...

Штучные модели, ушедшие в историю

Современный подвижной состав

Пришло время того, зачем мы здесь собрались. Вся предыстория затеяна ради этого момента. Погнали!

Наведём справки:

  • Богдан Т601, Т701 и Т801 - около 100 машин
  • Тролза-5265 «Мегаполис» - около 100 машин
  • ВМЗ-5298.01 «Авангард» - 27 машин
  • СВАРЗ-МАЗ-6275 - более 10 машин
  • Киев-12.03 и 12.04 - 4 машины

Богдан

Троллейбус Богдан - продукт Луцкого автобусного завода, выпускаемый с 2008 года. Модели отличаются друг от друга вместимостью и двигателями.

В Крыму представлен в 3-х модификациях: 60110, 71010(15) и 80110

Модель Т80110 - удлинённая трёхосная версия - изготовлена в 2 экземплярах, оба из которых колесят по Крыму.

Богдан Т80110 №4500. Ул. Гагарина, Симферополь. © Aztec, 2019
Богдан Т80110 №4500. Ул. Гагарина, Симферополь. © Aztec, 2019

Любопытно, что 38 таких троллейбусов было поставлено в Люблин (Польшу)

Самой популярной моделью крымского троллейбуса (50 эксплуатируемых единиц) является Богдан Т70110.

Технические характеристики:

  • выпускается с 2010 г.
  • произведено 442 экземпляра
  • мощность двигателя - 140 кВт
  • макс. скорость - 60 км/ч
  • полная вместимость - 105 чел.

Вот что пишет предприятие об украинских троллейбусах:

В 2010—2011гг. произошло за последние 20 лет большое пополнение и обновление подвижным составом типа «Богдан» в количестве 103 ед. для обеспечения пассажирскими перевозками на городских, пригородных и междугородних маршрутах. Тем самым появилась небольшая, но возможность увеличить выпуск на маршрутах предприятия.

Корпорация "Богдан" в 2013 году пыталась вывести этот троллейбус под названием TMG-7207 «Comfort» на российский рынок. Однако, был выпущен одна единица, которая сейчас находится в подмосковном Видном. Показательный пример того, как события 2014 года оборвали экономическое сотрудничество двух государств.

TMG-7207 «Comfort» № 26. © MaNdRoN, 2019. Кто-нибудь, научите их пользоваться ЭМУ...
TMG-7207 «Comfort» № 26. © MaNdRoN, 2019. Кто-нибудь, научите их пользоваться ЭМУ...

Тролза-5265.0* «Мегаполис»

Пришло время по-настоящему современных машин с автономным ходом, за что прозвали их гордо - электробус.

Электробус с динамической подзарядкой в Санкт-Петербурге
Электробус с динамической подзарядкой в Санкт-Петербурге

Тролза-5265.0* «Мегаполис» — семейство российских низкопольных троллейбусов большой вместимости для внутригородских пассажирских перевозок, серийно производившееся с 2007 по 2019 год на ЗАО «Тролза» в городе Энгельсе Саратовской области.

Модель поставлялась в 3-х модификациях, одна из которых (5265.05) была изготовлена специально для крымского междугороднего сообщения с увеличением числа сидячих мест.

Технические характеристики:

  • заводы-изготовители - Тролза, СВАРЗ
  • выпускался с 2005 по 2019 гг.
  • произведено более 1050 экземпляров
  • макс. скорость - 60 км/ч
  • полная вместимость - 85 чел.
  • автономный ход - 15-20 км

Троллейбусы Тролза-5265 «Мегаполис» можно встретить во многих городах России, а также в Аргентине и на Украине. Около 75 % всех выпущенных машин было поставлено всего лишь в четыре системы ГЭТ: в Москву (30 %), Санкт-Петербург (20 %), Севастополь (14 %) и систему «Крымтроллейбус» (9 %).

ВМЗ-5298.01 «Авангард»

ВМЗ-5298.01 «Авангард» — российский низкопольный троллейбус большой вместимости для внутригородских пассажирских перевозок, производящийся с 2007 года на Вологодском механическом заводе.

Модели троллейбуса ВМЗ-5298.01 «Авангард» можно встретить во многих городах России, в Киргизии, а также в Приднестровье. Почти три четверти всех выпущенных машин эксплуатируются всего в семи городах: 34 % в Санкт-Петербурге, 9 % — в Бишкеке, 8 % — в Рыбинске, 7 % — в Казани, 6% — в Мурманске, по 5 % — в Москве и Оренбурге.

Технические характеристики:

  • завод-изготовитель - Транс-Альфа
  • выпускается с 2007 г.
  • произведено более 500 экземпляров
  • мощность двигателя - 180 кВт
  • макс. скорость - 70 км/ч
  • полная вместимость - 107 чел.
  • автономный ход - до 40 км

Данная модель обходит "Мегаполис" по всем показателям, и несмотря на то, ВМЗ выпустил в 2 раза меньше машин, выпуск его троллейбусов продолжается.

СВАРЗ-МАЗ-6275

СВАРЗ-МАЗ-6275 - российский несочлененный низкопольный двухосный троллейбус большого класса на базе автобуса МАЗ-203, разработанный в 2012 году на Сокольническом вагоноремонтном заводе (СВАРЗ) в Москве. Троллейбус изготовлен из машинокомплекта МАЗ-203Т, произведенного Минским автомобильным заводом. Наши лишь устанавливают своё электрооборудование.

Технические характеристики:

  • заводы-изготовители - МАЗ и СВАРЗ
  • выпускался с 2012 по 2017 г.
  • произведено 55 экземпляров
  • мощность двигателя - 180 кВт
  • макс. скорость - 65 км/ч
  • полная вместимость - 100 чел.
  • автономный ход - до 2 км (!!!)

Совершенно не понятно, чем СВАРЗ-МАЗ может конкурировать.

Наверное, поэтому, его выпуск так быстро прекратился, едва набрав 50 машин, которые эксплуатируются в Москве, Краснодаре и Крыму.

Киев-12 ( К12 «Киевский») - вишенка крымских депо

К12 «Киевский» — одна из моделей киевских троллейбусов, изготовлен из лёгких алюминиевых сплавов и материалов, применяющихся в авиастроении. Это дало возможность увеличить ресурс троллейбусов и, в то же время, уменьшить вес их кузова по сравнению с аналогичными моделями в среднем на 2,5 т. Применяемые алюминиевые и полимерные конструкции кузова имеют высокую коррозийную стойкость. Алюминиевый кузов троллейбуса К12 имеет, таким образом, срок эксплуатации без капитального ремонта до 18 лет. Снижение массы троллейбуса за счёт алюминиевых конструкций позволило увеличить пассажировместимость салона по сравнению с существующими аналогами.

Технические характеристики К-12.03:

  • заводы-изготовители - «Авиант» и АНТК имени О. К. Антонова
  • выпускался с 1994 по 2006 г.
  • произведено около 100 экземпляров
  • суммарная мощность двигателей - 200 кВт
  • макс. скорость - 85 км/ч
  • полная вместимость - 182 чел.

Оборудован сразу двумя чешскими электродвигателями.

Примечательно, что троллейбус создан авиаконструкторами и собирался на авиационном заводе.

Где-то в соседних цехах собирали вот такое
Где-то в соседних цехах собирали вот такое

Я считаю, что это по-истине уникальный троллейбус, на котором должен прокатиться каждый любитель. На территории России больше нигде вы их не найдёте.

Республика Крым обладает богатой историей электротранспорта. Это место с уникальной природой и климатом просто создано для того, чтобы развивать экологический тихий общественный транспорт. Российские троллейбусы с автономным ходом открыли второе дыхание предприятию. Будем вместе наблюдать за развитием крупнейшего транспортного предприятия Крыма!

«Крымтроллейбус» о себе:

За весь период жизненного пути предприятия длиной в 59 лет. были и взлеты и падения, в самые непростые годы доходило до того, что столь уникальное по своей сути предприятие намеревались ликвидировать, но тем не менее «Крымтроллейбус» выжил и по сегодняшний день является лидером по объемам пассажироперевозок в Республике Крым.

Не забудьте оценить статью, а также поучаствовать в дискуссии в комментариях!

🚂🚃🚃 Всем новым подписчикам, добро пожаловать! 🚃🚃🚃

Тут я пишу об экономике, транспорте и вообще обо всём, о чём думаю.

Читайте также:

Источники: тык тык тык

Исторические фото - музей ГУП РК "Крымтроллейбус"