Найти тему

Как один интеллигент научил русский народ балалайку любить

…Солдаты – это те же крестьяне. Пройдет какое-то время, они отбудут срок службы, разъедутся со своими балалайками по домам и у себя в деревне, на досуге, будут играть русские песни, которым их обучили в городе. А от первых балалаечников и другие крестьяне научатся играть, переймут любовь к инструменту и русской песне, и таким образом, через солдат, балалайка, а с ней и русская песня возвратится в народ… (В.В. Андреев)

Этот гениальный по своей простоте и изяществу ход родился в самом конце 19 века. К этому времени балалайка находилась на грани исчезновения. Инструмент не развивался и не совершенствовался, более того, делали балалайку кустари-любители и каждый на свой лад. И балалайками называли довольно разные инструменты: с круглым кузовом и треугольным, большие и маленькие, с 2, 3 или 6-ю струнами...

Коллаж сделан с использованием сервиса canva.com, задействованы картины
"Мальчик с балалайкой", П.Е. Заболоцкого (1835), "Балалаечник", Е. Лисинской (сер. 19 в.)
Коллаж сделан с использованием сервиса canva.com, задействованы картины "Мальчик с балалайкой", П.Е. Заболоцкого (1835), "Балалаечник", Е. Лисинской (сер. 19 в.)

Василию Андрееву, человеку, который однажды случайно влюбился в балалайку и решил дать ей вторую жизнь, пришлось провести серьезную исследовательскую работу, чтобы решить от чего отталкиваться, а дальше в дело вступили практические запросы. Андрееву требовался звучный, красивый и удобный инструмент с серьезными исполнительскими возможностями, ведь он планировал широкую концертную деятельность. Методом проб и ошибок, в сотрудничестве с лучшими музыкальными мастерами появилась та балалайка, которую мы знаем теперь и считаем народной. По сути ее придумали музыканты-профессионалы (дворяне, интеллигенты!) и музыкальные мастера, специализировавшиеся на изготовлении благородных инструментов: скрипки, виолончели и т.д. Народные же балалайки, прототипы концертной андреевской, канули в Лету.

Главные пропагандисты балалайки - Великорусский оркестр В.В. Андреева, начало 1900-х
Главные пропагандисты балалайки - Великорусский оркестр В.В. Андреева, начало 1900-х

Новая, андреевская, серьезно облагороженная балалайка быстро вошла в моду в крупных городах. Как грибы после дождя стали расти коллективы балалаечников, композиторы и музыканты обратили на нее свой, пусть и не всегда благосклонный, взор. Концерты, гастрольные туры и т.д. Но ту массу людей, которую принято называть «народ», вся эта вполне успешная компания по продвижению балалайки никак не затрагивала.
Вот и родилась мысль вернуть балалайку в деревню через солдат.

В 1891 году Василий Андреев начал вести кружок игры на балалайке в сводном гвардейском батальоне Санкт-Петербурга. К 1894 году такие кружки действовали уже в 6 полках, а 22 марта 1897 года вышло правительственное распоряжение об обучении нижних чинов игре на балалайке. Штатные должности согласно этому документу получали 10 музыкантов-преподавателей, а также сам В.В. Андреев. Спустя год оркестр из 150-ти лучших солдат-балалаечников с блеском выступил на благотворительном концерте в Мариинском театре! Впечатлившись, чиновники добавили еще 5 штатных единиц преподавателей музыки в войсках. По инициативе Андреева были организованы бесплатные классы при Народном доме в Санкт-Петербурге, а также пролоббирован приказ о формировании оркестров народных инструментов при железнодорожных училищах.

Обновленная балалайка широким шагом пошла обратно в народ. Благодаря титаническим усилиям русского интеллигента В.В. Андреева.

Василий Васильевич Андреев (1861—1918)
Василий Васильевич Андреев (1861—1918)

P.S. Более ранней истории балалайки посвящена статья "Домра, старшая сестра балалайки". И подписывайтесь на наш канал!

Автор статьи: Светлана Логинова (использованы материалы из книги Юрия Баранова "Подвижник музыки народной")