Вопрос не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Правильный ответ — разное.
Для нормальной работы бензопилы требуется сразу три разных вида масла: одно для двигателя, другое для пильной цепи и третье — для ведомой звёздочки.
Ошибка в выборе может обернуться дорогостоящим ремонтом инструмента. Как подобрать правильное масло — сейчас расскажу.
Выбираем моторное масло
Задача моторного масла снизить трение в элементах двигателя, в первую очередь — создать защитную плёнку между поршнем и стенкой цилиндра.
Выбор моторного масла зависит от типа двигателя: в двухтактных и четырёхтактных моторах используют разное масло.
У двухтаткных двигателей обычно нет отдельной системы смазки — масло смешивается с топливом и попадает в двигатель вместе с ним. Поэтому такое масло должно полностью сгорать в цилиндрах — без золы и копоти. Я уже рассказывал как правильно подготовить топливную смесь, если у вас двухтактный инструмент — обязательно прочитайте, сэкономите немало времени и нервов.
У четырёхтактных моторов предусмотрен отдельный контур для смазки. Масло заливается в отдельный бак, а в самом двигателе оно не встречается с топливом. Главное требование к такому маслу — способность создавать стойкую плёнку, которая не разрушается при высоких температурах. Если залить такое масло в двухтактный двигатель, стенки цилиндров быстро покроются нагаром, который процарапает поршни.
Кроме типа, важно учитывать состав масла. По составу масло может быть минеральным, синтетическим и их смесью — полусинтетическим. Минеральное масло получают при перегонке нефти, а синтетическое производят из искусственных элементов — олефинов и сложных эфиров. Минеральные масла дешевле, но обладают меньшей текучестью и хуже выдерживают высокие температуры.
Значит ли это, что следует отдать предпочтение “синтетике”? Вовсе нет. Инженеры разрабатывают двигатели для определённых типов масел, которые указываются в инструкции по эксплуатации. Поэтому если производитель рекомендует использовать минеральное или полусинтетическое, смысла лить чистую “синтетику” нет — через большие зазоры между деталями оно быстро вытечет.
Не смешивайте масла разных производителей — в них могут содержаться присадки, которые действуют по разному: они даже могут нейтрализовать друг-друга. Не стоит смешивать и разные типы масел — в домашних условиях сделать полусинтетическую смазку наверняка не получится: масло будет быстро расслаиваться на составные компоненты. Мнимая экономия может обернутся серьёзными тратами на негарантийный ремонт.
Правильное подобранное масло не оставляет нагар на деталях двигателя, не дымит и не вызывает перегрев двигателя.
Чем отличается цепное масло
Масло для цепи бензопилы отличается от моторного масла высокой адгезией — способностью буквально прилипать к поверхности. Почему это важно? Цепное масло подаётся насосом прямо на шину бензопилы. Цепь движется по ней со скоростью 10-15 метров в секунду — если масло недостаточно вязкое, звенья цепи будут быстро выбрасывать его. Не смотря на высокий расход текучего масла, цепь быстро перегреется и может деформировать шину.
Адгезию легко проверить без инструментов. Капните масло на пальцы, крепко сожмите их, а потом разведите: хорошее масло натянется между пальцами тонкой плёнкой.
Объём бака для цепного масла подобран так, чтобы оно заканчивалось одновременно с бензином, чтобы не делать лишних пауз в работе. Если масло заканчивается раньше топлива, то оно слишком текучее, перейдите на смазку с большей адгезией.
Зимой может возникнуть обратная проблема — на холоде цепное масло может загустеть. Если это произошло, добавьте в масло немного обезвоженного керосина: так вы сможете закончить работу.
Некоторые экономные автовладельцы используют в качестве цепного масла отработанное моторное. Это делать категорически запрещено: “отработка” опасный канцироген — попадая на кожу, масло существенно увеличивает риск заболеть раком. К тому же в отработанном машинном масле содержится мельчайшая металлическая стружка с деталей двигателя: такая стружка резко увеличивает износ цепи.
Правильное цепное масло заканчивается одновременно с топливом, не вытекает на корпус и не даёт перегреться звеньям цепи.
Как смазать звёздочку
Ведомая звёздочка расположена на пильном конце бензопилы и о её обслуживании часто забывают. Многие думают, что её подшипник смазывается цепным маслом, но это заблуждение. Игольчатый подшипник ведомой звёздочки требует особого внимания.
Для смазки подшипника на шине делают специальные сервисные окна или отверстия. Залить в них масло не получится, это необходимо делать под давлением, поэтому фирменную смазку для звёзочек часто продают в специальных шприцах. Если вы используете более доступный аналог — литол или циатим — воспользуйтесь медицинским шприцом.
Смазывайте ведомую звёздочку каждый раз, когда снимаете и чистите шину. Так инструмент прослужит вам гораздо дольше — звёздочка не будет сильно вибрировать и перегреваться.
Не экономьте на смазочных материалах, мнимая выгода оборачивается серьёзными тратами на дорогой ремонт.