Найти тему
STROFA

Э.Золя- причина моей депрессии.

Оглавление

Сталкивались ли вы в своей жизни с такими авторами, которые вгоняли вас в депрессивное состояние, оставляя тяжелый привкус после прочтения их книг? Не знаю как вы, а я да. На третьем курсе филфака я познакомилась с творчеством Э.Золя. Для этого автора литература была наукой, с помощью которой можно изучать человека и общество с той же точностью, с какой натуралисты изучают природу. Исходя из этого положения Золя пытался создать новый литературный метод, который он назвал «натурализмом». Для меня это направление было тяжелым открытием. Его произведения с хирургической, беспощадной точностью бьют не в сердце, а в самый мозг и в самую душу. После них ничего не хочется делать, после них не хочется есть, идти по делам или строить планы. После таких книг все валится из рук, и жизнь перестает радовать от слова совсем.

Так что же не так с его творчеством и почему мне от него было так плохо? Думаю, многие люди знакомы и с самим автором и его циклом социально-бытовых романов "Ругон-Маккары". Этот цикл состоит из 20 романов: естественная и социальная история семьи при Второй империи. Каждый из романов является законченным и самостоятельным, однако сам замысел оказался настолько масштабным, что осознать его можно только в контексте всего цикла. Необходимость многотомной эпопеи диктовалась прежде всего тем, что один роман, во-первых, не мог вместить в себя почти двадцатилетнюю историю существования Второй империи , а во-вторых - жизнь нескольких поколений многочисленной семьи. Обобщением идей Золя стала его известная формула из предисловия к циклу: «Ругон-Мак- кары» — естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи». Эта формула иллюстрирует известную теорию Тэна о трех факторах («раса», «среда», «момент»). Именно сама идея выносит мое сознание в угол темной комнаты. Простыми словами: наша судьба предопределена наследственностью, средой в которой мы живем и историческим моментом. И это как приговор. Золя делил людей на хищников и добычу. К примеру, если ты родился в неблагополучной семье алкоголиков в период всемирного кризиса , то тебе никогда не стать успешным и счастливым человеком. Шансов нет. И лишь в последнем романе цикла, к концу своей жизни, автор подверг сомнению эту теорию.

-2

"РАССА"

Основу романа составляет семья, единица не только родовой, но и общественной «телесности», что подчеркнуто множественным числом имени. Поскольку Ругон-Маккары поражены наследственной болезнью, то роковым образом заболевание передается и империи, от чего она гибнет. Этот биологический процесс - подобие неотвратимой катастрофы, от поколения к поколению ускоряющейся, но до поры скрытой за фасадом показного благополучия, блеска всемирных выставок и варьете. Золя не объясняет, отчего болезнь конкретной семьи становится проклятием всего общества, отчего уже на исходных позициях отклонение от биологической нормы у него становится своего рода героическим началом, «призраком революции».

«Карьера Ругонов» — это и история возникновения семьи, та первоначальная комбинация наследственных качеств, которые дадут потом такое многообразие вариантов во всех потомках. Начинается она с Аделаиды Фук, дочери плассанского огородника, который умер в сумасшедшем доме. С юности Аделаида отличается бледностью, болезненностью, странными манерами и поступками. С возрастом у нее начнутся нервные припадки, и хотя проживет она больше 100 лет, в старости практически потеряет рассудок. Аделаида передает своим потомкам слабость, неустойчивость нервной системы. Однако последствия этого могут быть разные: «истерия или энтузиазм, слабоумие или священное безумие». Если у одних героев это ведет к деградации, нравственной гибели, то у других превращается в склонность к экзальтации, возвышенным чувствам, в стремление к идеалу.

Например, одна из героинь Аделаида выходит замуж за батрака Ругона. Золя мало говорит о нем, но, судя по его потомкам, Ругон-старший обладает цепкостью, устойчивостью, стремлением к прочному положению. После его смерти в жизни Аделаиды появляется первая и единственная любовь — к пьянице и бродяге контрабандисту Маккару. От него потомки наследуют любовь к переменам, эгоизм, нежелание и невозможность чем-нибудь серьезно заниматься и пьянство. Потомки Пьера Ругона, единственного законного сына Аделаиды, — преуспевающие дельцы; потомки Маккара — алкоголики, преступники, безумцы или творческие люди. Но и тех, и других объединяет одно: стремление любой ценой подняться вверх, непомерные амбиции, эгоизм, тяга к наслаждению. По мысли Золя, такие герои как нельзя лучше соответствуют своей эпохе.

"МОМЕНТ"

Эпоху Второй империи Золя называл «необычайной эпохой безумия и позора». Государственный переворот Наполеона III изображается в романе опосредованно. События в косном, застывшем, далеком от политики провинциальном Плассане показаны как жестокая схватка между честолюбивыми и корыстными интересами местных хозяев жизни и простым людом и ничем не отличаются от того, что происходит в 1850— 1860-е гг. во всей Франции.

"СРЕДА"

Центральным романом цикла принято считать седьмое по счету произведение - "Западня". Этот роман лучше всего описывает всю суть теории и показывает то, как среда влияет на судьбу. Главная героиня произведения – парижская прачка Жервеза Маккар – стала той основой, которая позволила писателю показать практически весь рабочий класс французской столицы и дать натуралистический анализ его жизни.

Первый любовник Жервезы – Огюст Лантье, По роду своей деятельности он – шапочник, но по существу – обычный прожигатель жизни и альфонс, живущий за счет любовниц. Огюст бросает Жервезу с двумя маленькими детьми, как только семья проедает все деньги, но возвращается к ней, когда ее прачечная начинает приносить доход, а сама прачка – швырять деньгами направо и налево.

Муж Жервезы, кровельщик Купо – представитель самого что ни на есть рабочего класса. Он занимается черной, грязной и опасной работой, после которой ему хочется только одного – выпить. Пить Купо начинает в “Западне” дядюшки Коломба еще во времена ухаживания за Жервезой. Впоследствии он пристращается к выпивке, переходя от легкой сливянки к вину, а затем и водке. После падения с крыши Купо понимает, как прекрасна жизнь, когда не нужно постоянно ей рисковать и особенно работать. С этого момента и начинается трансформация героя. “Сгоревший” в кровельном деле, Купо ни в какую не желает отрываться от бутылки, допивается до белой горячки и умирает в жутких мучениях.

Дочь Жервезы и Купо – Нана – испорченная с детства девушка. Выросшая в атмосфере всеобщей любви, она с юных лет начала тянуться к любви телесной. Разорение родителей становится для Наны прекрасным поводом для оправдания своего распутства. После первого причастия она сразу же принимает решение работать цветочницей под руководством своей тети, г-жи Лера, поскольку слышит, как нелестно взрослые отзывают о женщинах, занятых в этой профессии. Нищенствование семьи Купо и собственная юная красота приводит Нану к мысли о том, что можно жить припеваючи, продавая себя богатым фабрикантам или танцуя в кафешантанах эротические номера.

Художественное время романа “Западня” включает в себя около двух десятков лет жизни Жервезы Купо, начиная с ее приезда в Париж вместе с Лантье и заканчивая голодной смертью. Изнурительная работа в прачечной, свадьба с кровельщиком, рождение дочери, открытие собственного дела и разорение показаны в произведении как одна из самых естественных схем жизни простого человека. Художественное пространство “Западни” ограничено еще в самом начале повествования смотрящей из гостиничного окна Жервезой.

Глядя на парижские улицы, прачка чувствует, что вся ее жизнь отныне будет сосредоточена между бойней и больницей. Название романа – “Западня” – глубоко символичное. Оно определяет истинную суть жизни представителя рабочего класса во французской столице. Эмиль Золя озаглавил этот роман тем же названием, что и кабак, в котором происходят практически все переломные моменты произведения. Он хотел подчеркнуть, что для слабых духом нищих людей основной западней являются все подобные заведения, призывающие к праздной жизни в распутстве и алкоголизме, уводящие от труда и семейных ценностей.

-3

"ПОСЛЕДНИЙ РОМАН-ИТОГ ЖИЗНИ"

Более двух десятков лет Паскаль собирал и накапливал различные сведения и документы, связанные с жизнью и деятельностью Ругон-Маккаров. Взгляды Паскаля на наследственность претерпевают значительные изменения, теперь “он хотел все заново пересмотреть, исправить, сделать из биологической и социальной истории семьи большое обобщение, какой-то вывод, широко охватывающий все человечество”. Собранные Паскалем документы содержали жестокую и страшную правду о моральном и духовном кризисе не только одной семьи, а целого общества. Это были, указывает в романе Золя, “страницы истории: Империя, возникшая на крови, вначале опьяняющаяся наслаждением, покоряющая мятежные города, затем неутомимо идущая к развалу и, наконец, захлебнувшаяся в крови, в таком море крови, что в нем едва не захлебнулась вся нация…

Золя верил в светлое будущее человечества, в победу сил добра и справедливости над силами беззакония и рабства. Поэтому последние страницы заключительного тома серии наполняет торжество жизни. “Мне,- говорит писатель,- казалось смелым заставить ужасную семью Ругон-Маккаров… родить последнее дитя, незаконное дитя, может быть., завтрашнего мессию. Мать, кормящая ребенка,- разве это не образ спасенного и шагающего вперед мира!”