На днях я написал две статьи о датчике температуры охлаждающей жидкости и о системе охлаждения двигателя в целом, но поговорить более детально о датчике включения вентилятора поговорить, более детально не получилось. По этой причине сегодня статья посвящена этому датчику, так как от него и в правду зависит многое. Не обращай внимание если я буду называть его датчик вентилятора сути дела это не меняет.
Устройство и принцип действия датчика вентилятора карбюраторных автомобилей!
Сразу скажу, прошу не путать с датчиком охлаждающей жидкости, так как в интернете полно информации, которая путает, написано одно, а по факту рассказывают о другом. Так вот датчик вентилятора тоже измеряет температуру, но тебе её не показывает. На старых моделях ВАЗ стояли датчики вентилятора, работающие по принципу ключа. На вентилятор охлаждения постоянно подаётся напряжение в 12 вольт, но оно не доходит до вентилятора, цепь обрывает как раз этот датчик. Расположен этот датчик непосредственно на радиаторе охлаждения. В нём стоит термоэлемент, как только температура возрастает до 85-90 градусов замыкаться контакты и напряжение начинает подаваться на вентилятор и он запускается. При охлаждении радиатора контакты вновь размыкаются.
Где стоит датчик вентилятора?
Рассказывать долго не буду покажу просто пару фотографий и станет сразу понятно место расположения датчика вентилятора.
Как проверить такой датчик вентилятора?
Проверить его достаточно просто достаточно соединить вместе два провода идущие на этот датчик, тем самым электрическая цепь будет собрана в обход этого датчика. Если вентилятор запустился, значит, датчик неисправен и его необходимо заменить. Если же вентилятор не включился значит проблема в чём то другом.
Что делать при поломке датчика?
Если у вас в пробке вдруг закипел двигатель, а ехать нужно, например, добраться до дома или до СТО, то решить проблему можно соединив два этих провода и у вас вентилятор будет работать постоянно, тем самым охлаждая двигатель. На трассе как поломку датчика определить не получиться так как набегающий поток воздуха будет охлаждать радиатор а вместе с ним и охлаждающую жидкость. Можно продолжить движение и не подключая вентилятор на прямую единственное нужно постоянно смотреть за температурой двигателя.
Устройство и принцип действия датчика вентилятора современных автомобилей!
В современных автомобилях оборудованных блоком управления любые датчики включая и датчик вентилятора уже самостоятельно ни чего не решают. Датчики только снимают информацию и передают их в бортовой компьютер и уже он, являясь мозговым центром, принимает те или иные решения. Следовательно, принцип работы датчика сводить к тому, что на датчик подаётся напряжение в 5 Вольт датчик менять своё сопротивление в зависимости от температуры и на выходе получаем уже не 5 Вольт а например 3,5 бортовой компьютер определяет разницу напряжения и вычисляет температуру. Однако он не показывает её тебе это так скажем информация для внутреннего пользования. Вычислив например температуру в 90 градусов, ЭБУ даёт команду на включение вентилятора охлаждения.
Где находиться датчик вентилятора?
В современных автомобилях датчик расположен непосредственно на двигателе. На фото ниже станет понятно место установки.
Как проверить такой датчик вентилятора с ЭБУ?
Для проверки необходимо отсоединить фишку с проводами, идущие на датчик, бортовой компьютер, решив, что с датчиком случилась беда подаст команду на включение вентилятора в аварийном режиме. Если вентилятор запустился, значит, неисправен сам датчик и его необходимо заменить. Если же вентилятор не запустился необходимо искать причину поломки в другом месте.
Что делать при поломке датчика?
Как и в ситуации описанной выше, на трассе можно смело ехать и при неисправном датчике вентилятора, однако в городе да ещё и в пробке двигатель довольно быстро закипит. Что бы добраться до места назначения можно также на работающем двигателе снять фишку с датчика. Вентилятор запустить и будет постоянно охлаждать двигатель.