Найти тему
Enigma History

Фотографии быта людей, живших в московском метро во время постоянных бомбежек

На протяжении всей Второй мировой войны Московский метрополитен не только ежедневно перевозил пассажиров, но и служил бомбоубежищем для миллионов людей.

К 1941 году в Москве уже было построено три линии с 21 станцией. Во время войны метро перевозило пассажиров днем, а ночью превращалось в бомбоубежище. Во время бомбардировок в 1941 году он предоставил убежище 13,9 миллионам человек. А уже в 1942 году, когда воздушные налеты были реже, это число сократилось до 303 000 человек. Последний снаряд попал в Москву в июне 1943 года, но метро сохраняло свой статус бомбоубежища до самого конца войны.

Станция Маяковская, октябрь 1941.
Станция Маяковская, октябрь 1941.

Первая немецкая бомбардировка произошла в Москве через месяц после начала войны 22 июля 1941 года. В тот день около полумиллиона человек спрятались на станциях и в туннелях. Следующий воздушный налет произошел в следующую ночь. Один из снарядов обвалил тоннель между станциями Смоленская и Арбатская, другой попал в путепровод метромоста, а третий взорвался у входа на станцию ​​Арбатская. Десятки людей погибло, в том числе в давках у входа на станции. После этого случая, для жителей Москвы были разработаны четкие правила эвакуации в подземку.

Здание театра имени Е.Б. Вахтангова на Арбате, разрушенное во время бомбардировки в ночь с 23 на 24 июля 1941 года.
Здание театра имени Е.Б. Вахтангова на Арбате, разрушенное во время бомбардировки в ночь с 23 на 24 июля 1941 года.

Во время войны метро работало до 10 вечера, а затем функционировало в качестве укрытия до 5 утра. В случае воздушного налета поезда немедленно останавливались, а персонал метро готовился принять людей. Самая сильная бомбардировка Москвы происходила в октябре и ноябре 1941 года. В этот период поезда прекращали движение в 17:00, а большинство москвичей ночевало в вагонах, на ​​станциях и туннелях.

На Маяковской.
На Маяковской.

Согласно архивам Московского метрополитена, на станциях были установлены спальные места для взрослых и детей, а так же на каждой платформе находились питьевые фонтанчики, водопроводные краны, и 25 туалетов. Врачи дежурили на вокзалах все время. По вечерам детям давали молоко и белый хлеб. Кроме того, некоторые станции даже организовали показ фильмов.

Раздача молока детям на Маяковской.
Раздача молока детям на Маяковской.

В ноябре 1941 года на станции Курская была открыта Историческая библиотека.

Заезжаю сюда почти ежедневно. Не потому, что еду домой через эту станцию, а специально почитать газеты и другую литературу... Единственный недостаток, который невозможно устранить, - это сквозной циркулирующий воздух от движения поездов и непрерывный сплошной поток пассажиров. 

- говорится в отзыве одного из читателей, инженера-строителя Богданова.

Библиотека на станции Курской.
Библиотека на станции Курской.

Станция Чистые пруды была закрыта для пассажиров и превращена в помещение для Генерального штаба. В начале войны оперативное командование во главе с Иосифом Сталиным размещалось доме у входа на станцию, откуда можно было спустится на лифте в подземный комплекс командного пункта и перейти на станцию.

Кабинет в бункере Сталина на станции "Кировская" (ныне - "Чистые пруды")
Кабинет в бункере Сталина на станции "Кировская" (ныне - "Чистые пруды")

Фанерная перегородка закрывала платформу от проходящих мимо станции поездов, а перед эскалаторами была установлена ​​железобетонная стена, чтобы погасить взрывную волну в случае прямого попадания бомбы. Другие пункты военного командования располагались на станциях Красные Ворота, Белорусская и Площадь Свердлова (ныне Театральная).

Подготовка к празднованию 7 ноября 1941 года. Выступление И.Сталина с докладом , посвященным 24-ой годовщине ВОСР на торжественном заседании Моссовета. Станция метро Маяковская, 6 ноября 1941 года.
Подготовка к празднованию 7 ноября 1941 года. Выступление И.Сталина с докладом , посвященным 24-ой годовщине ВОСР на торжественном заседании Моссовета. Станция метро Маяковская, 6 ноября 1941 года.

Несмотря на бомбежку, московское метро продолжало перевозить миллионы людей. Единственный день в своей истории, когда метро открылось не во время, было 16 октября 1941 года. Накануне советское руководство решило уничтожить подземку, а все составы эвакуировать в тыл, что бы не сдавать врагу. В ночь с 15 на 16 октября шла подготовка к затоплению станции, перерезали электрические кабели и демонтировали эскалаторы. Но затем утром решение было отменено, и в 18:45 метро вернулось к работе.

Бронепоезд Московского метрополитена, 1943 год. Архивный фонд города Москвы.
Бронепоезд Московского метрополитена, 1943 год. Архивный фонд города Москвы.

Во время войны, когда большинство мужчин было призвано на военную службу, в метро работали в основном женщины. Первый женский поезд, которым управляли только машинистки, появился 8 марта 1942 года. Женщины продолжали работать в метро и после войны. А некоторые депо, например, на станции Сокол, использовались для изготовления корпусов для снарядов и мин.

Старший машинист депо Северное Е.Д. Мишина (стоит слева). Фото 1949 года.
Старший машинист депо Северное Е.Д. Мишина (стоит слева). Фото 1949 года.

Строительство новых станций и путей несмотря на войну продолжалось даже в военное время. Так в 1943 году под Москвой-рекой был проложен тоннель от Театральной до Автозаводской, а затем от Курской до Измайловского парка в 1944 году. С того времени на семи станциях московского метро установлены памятные таблички с надписью: «Сооружено в дни Отечественной войны».

Строительство метро Арбатско-Покровской линии в Москве, 1944.
Строительство метро Арбатско-Покровской линии в Москве, 1944.

А на этом все, не забывайте подписываться и ставить "нравится"!