Найти тему
Олеся  Орленко

США: кризис консервативной коалиции

Столкнувшись с коронавирусом и акциями протеста против полицейского насилия, администрация Трампа решила продолжать избранный ею курс на размежевание и усиление мер безопасности, считает Джон Мэйсон, преподаватель политологии университета Уильяма Патерсона (штат Нью-Джерси).
Кристоф Дерубэ

«Холодная гражданская война» в США становится всё более горячей. Глубокий экономический, социальный и политический кризис поразил страну. О том, какие противоречия острее всего отзываются в обществе, почему наиболее пострадавшие от пандемии регионы проявляют большую протестную активность, есть ли раскол в силовом аппарате, как Трамп собирается выходить из ситуации и в какой мере команде Сандерса удастся навязать Байдену свою программу на близящихся выборах, читайте далее.

Кристоф Дерубэ: Вы часто цитируете журналиста Карла Бернстайна, который утверждает, что в США идёт «холодная гражданская война». Можно ли считать, что в последние дни в ней наступил новый этап?

Джон Мэйсон: Да, я часто цитирую это высказывание и столь же часто напоминаю: для вас, во Франции, отправной точкой служит Французская революция. Для нас такую же роль сыграла Война Севера и Юга, мы называем её «civil war» («гражданская война»), целью которой было сохранение рабства для одних, и его отмена для других. Именно в этом контексте и следует рассматривать всё происходящее. На наших глазах один кризис накладывается на другой. Кризис, связанный с пандемией коронавируса, выявил существующие внутри страны разногласия. Наметился целый ряд противоречий между крупными городами, расположенными на обоих побережьях и Среднем Западе и серьёзно пострадавшими от эпидемии, и «красной Америкой» (имеется в виду цвет логотипа Республиканской партии), где проблема ощущается менее остро. Налицо также межрасовые столкновения, в которых гибнет больше афроамериканцев и мексиканцев, чем белых. Социальный кризис, приведший к тому, что число безработных достигло 40 миллионов человек, только усиливает напряжённость. Государственная система оказалась не в состоянии справиться со столь глубоким кризисом. Нам остаётся лишь продолжать строительство того государства всеобщего благоденствия, которого у нас, в сущности, никогда не было. И похоже, что худшие времена ещё впереди. В июле закончится период временной поддержки безработных. А снятие моратория на высылку из страны приведёт к выселению миллионов людей из их домов. Не стоит забывать и о климатическом кризисе, тем более что некоторые его проявления напомнят о себе уже этим летом: прогнозируются пожары на западе страны, сильная засуха на юго-западе, а после этого – сезон ураганов, грозящий десятками штормов высокой интенсивности. И в таких непростых условиях правительство страны не имеет ни сил, ни политической воли. Всё отдано на откуп властям отдельных штатов. И этот вопрос приобретает первостепенное значение в преддверии намеченных на ноябрь выборов. Следует также напомнить об истории с Джорджем Флойдом. На этот раз американское общество дало достойный ответ: прокатившиеся по стране манифестации явили всему миру молодую, многонациональную Америку. Конечно, не обошлось и без перегибов, как это было в своё время и в Париже, когда молодые участники демонстраций тоже громили магазины. Так называемые alt-right (новые ультраправые группировки) пытались воспользоваться ситуацией, но постепенно протесты приобретали всё более мирный характер.

Читайте больше: Президент Трамп теряет поддержку даже в рядах собственной партии. Меры властей по борьбе с беспорядками находят одобрение лишь у трети избирателей, а приказ о направлении армии на из подавление был заблокирован министром обороны.
https://humanite-russie.ru/2020/06/08/rezhim-trampa-ne-vsemogusch/

К.Д.: Как вы оцениваете реакцию Трампа?

Д.М.: Трамп хочет перенаправить внимание общества и перейти от темы пандемии к обсуждению тех вопросов, которые стояли на повестке дня ещё в 1968 году: поддержание правопорядка и соблюдение законности. Очевидно его стремление сыграть на противопоставлении чёрных и белых, жителей городов и сельской местности. Подействует ли это? Вызывает большую обеспокоенность его готовность задействовать армию. Я не исключаю возможности военно-политического государственного переворота. И если авторитарные рефлексы действительно прослеживаются в американском обществе, то и реакция со стороны сил правопорядка, как мы видим, тоже может быть очень неоднозначной. Многие полицейские, преклонив колено, выразили своё сожаление в связи со случившимся или примкнули к манифестантам. Я думаю, что мы столкнулись не только с кризисом консервативной коалиции, которая управляла страной в течение сорока лет, но и с более масштабным явлением – кризисом режима.

К.Д.: Соперником Трампа на выборах 3 ноября станет Джо Байден. Пока его позиция совершенно невнятна …

Д.М.: Не стоит считать Байдена значимой фигурой, подобной Трампу. Он скорее глава политической коалиции, в которой левые занимают определённое место. Надо смотреть правде в глаза. Команды Байдена и Сандерса сформировали совместные рабочие группы для обсуждения важнейших пунктов программы. Посмотрим, что из этого получится. Зато очевидно, что на фоне кризиса левые стали более заметны. Чернокожий философ Корнел Уэст, один из крупнейших деятелей в лагере Сандерса, очень часто выступает в СМИ. Сторонники левых есть повсюду: на улицах, в колоннах манифестантов, в общественных организациях.