Найти тему

Николай Ретивов: 80 лет дедушке-физику

18 марта учителю физики Николаю Алексеевичу Ретивову исполнилось 80 лет. Мы — Гурилий Васьянов и Хико — решили его поздравить с юбилеем и, воспользовавшись поводом, побеседовать.

— О, Николай Алексеевич, и я пришел сфотографироваться! — раздался голос Ивана Викторовича Внукова. — А вы как попали сюда?

— А мы интервью хотим взять у Николая Алексеича, — ответил Гурилий.

— Деловые! Я только это в планах имел в виду! Николай Алексеевич, какие шустрые пошли, а? Я только думал: как бы мне с вами договориться, если вы согласитесь… А эта молодежь уже тут!

— Ну, они, вот, прибежали, — сказал Николай Алексеевич.

— И вы им не отказали?

— А я и не знал…

Ну ладно, это так, вступление. Сейчас начнется самое главное. И да, скатывая с аудиозаписи, я старался как можно меньше исправлять речь говорящих, чтобы передать не только их идеи и мысли, но и психологию.

Начнем с такого, простого вопроса. Почему вы стали именно учителем физики?

Вопрос такой, о котором я никогда не думал. Почему…

То есть, вам это нравится?

Это моя жизнь практически. Я вот уже сколько… шестьдесят лет… шестьдесят два года учитель физики. С пятьдесят восьмого года.

-2

У вас есть какие-нибудь научные работы?

Есть. Более пятидесяти.

А какая-нибудь самая выдающаяся, на ваш взгляд?

Ну, наверное, то, что было первое, что было мной запатентовано, как авторское свидетельство. По полупроводникам. Полупроводники с фотопамятью. Это на селене, активированном висмутом или ртутью при низких температурах, при температуре жидкого азота. Это авторское свидетельство.

-3

Вам нравится учить лицеистов? Как вы думаете, они, вообще, способные ребята?

Ну, вопрос такой, расплывчатый. Всегда, в любой аудитории есть способные, даже умнее учителя. Я говорю, что только таким можно ставить хорошие оценки.

Ну, вообще, это признак хорошего учителя, если есть ученики, которые его умнее.

Я не психолог, поэтому про слова «умнее» или «тупее» я не могу говорить. Я только могу говорить, желает работать или не желает. К сожалению, в аудитории всегда находятся несколько человек, которые просто безразличны к учебе.

Скажите, лицеисты в целом, они как, готовы учиться? Хотят учиться?

Большинство, наверное, хотя бы процентов на девяносто. Но, к сожалению, находится один из десяти, который не желает.

То есть, в любой бочке меда найдется ложка дегтя.

Ну да, но у нас все-таки, как называется, отборные, элитные ученики. Может быть поэтому один из десяти или два, не больше.

А где вы работали до лицея?

Я немного поменял работ. Начинал я работать в политехническом институте в Казахстане. Потом пищевой институт, двадцать пять лет. Потом радиотехнический институт. Во всех институтах преподавателем. Ну и потом лицей.

Скажите, пожалуйста, как педагог с большим стажем, что лучше всего должен уметь делать учитель?

Заинтересовать учеников своим предметом. Что этот предмет очень интересный.

Как вы относитесь к ЕГЭ по физике? Объективно ли он оценивает знания учеников?

Ни в коем случае. Не объективно. Потому что отвечать «да» или «нет» это очень плохо. Ученик должен не просто по готовой формуле посчитать, а, самое главное, уметь объяснить, почему так. Но, к сожалению, экзамен в форме ЕГЭ этого не требует, и большинство учителей сейчас настроены лишь бы натаскать на «да» или «нет», это очень плохо.

Как вы думаете, в советских школах было лучше образование, чем сейчас, или наоборот?

Это невозможно сравнивать, потому что изменились технологии обучения. Сейчас больше возможностей, как в технологиях для учителя, так и для учеников. Ученикам не надо бежать в библиотеку или куда-нибудь, информацию он получить может из гаджета, поэтому сравнивать, когда лучше, в принципе невозможно.

Расскажите, были ли у вас какие-то детские мечты, которые вы очень хотели осуществить?

Как всегда, наверное, были. Как в песне той: «А мне летать охота!» Ну и я хотел летать.

Космонавтом хотели быть? Или летчиком?

Ну, может быть. Хотя бы летчиком. Но меня списали по состоянию здоровья. По зрению. У меня поврежден глаз был.

Если бы у вас была возможность написать книгу, о чем бы она была?

К сожалению, я не писатель, поэтому писать художественную книгу я не могу. О чем бы она была? Ну, что-нибудь в виде фантастики. О физических проблемах.

То есть вы, как человек, который знает, разбирается, могли бы в художественной форме преподнести населению…

Популяризировать… Ну нет, я не Перельман.

И последний вопрос. Если бы вам дали, скажем, миллион долларов, что бы вы с ним сделали?

(Паузы были и до этого, но в этот раз особенно длинная.)

Ну вот первое, что приходит на ум?

Ничего не приходит... Во-первых, я не знаю, что это такое… А во-вторых… (Еще пауза.) Открыл бы исследовательскую лабораторию.

Ну, на этом наше интервью подходит к концу. Большое спасибо за уделенное время!

А для особо любопытных мы сняли видос. Конечно, он получился максимально бюджетным в силу некоторых обстоятельств, но все же для начала довольно неплохим. Наслаждаемся!

Автор текста, фото, музыки в видео (ну, кроме вступления) и монтаж видео: Масахико АМАНО a.k.a. H1K0.
Интервью, съемка видео:
Гурилий Васьянов.