Для многих молодых людей получение среднего специального или высшего образования - не более, чем галочка, необходимая для спокойствия родителей. Потенциальные абитуриенты с большим интересом смотрят на онлайн-школы, краткосрочные курсы и профессии, названия которой порой вызывают недоумение у более старшего поколения.
Можно ли считать это потерей престижа классического образования? Или же это временное явление, которое вскоре исчезнет, потому что учебные заведения смогут перестроить свои внутренние процессы и начнут предлагать обучение по интересующим образовательным программам?
Но для начала стоит все же разобраться, почему курсы сейчас привлекательнее классического образования.
Устаревшие направления подготовки
Рынок труда меняется стремительно, и пандемия коронавируса это показала, как никогда наглядно. Как известно, на время всеобщей самоизоляции многие компании и специалисты ушли в онлайн. Из-за чего им пришлось перестраивать свои взгляды на рабочие процессы, а также сталкиваться с ранее неизвестными проблемами. Как отмечают специалисты в области HR, этот период обнажил необходимость в специалистах, которые не только смогут работать удаленно, но и координировать сложные рабочие процессы без собственного физического присутствия. Например, возросла востребованность консультантов по оптимизации бизнес-процессов и организаторов виртуальных бизнес-туров.
Только вот места, где можно выучиться по подобному направлению, изучить основные рабочие кейсы, фактически и нет. Специалисты, которые сейчас работают онлайн, в большей степени самоучки.
И учебные заведения не могут просто «поймать волну» и без разбора начать готовить самых разных онлайн-консультантов. Создание какого-либо направления - это сложный и долгий процесс, который предполагает не только разработку учебного плана, сбора профильных педагогов, но и согласований с различными ведомственными органами.
Кроме того, многие вузы и колледжи «отягощены» факультетами с уже устаревшими или непопулярными специальностями. Ежегодно эти направления имеют самый маленький конкурс на бюджетное место, а поступают на них чаще всего из-за возможности учиться на бюджете.
Продолжительность обучения и развитие рынка труда
На сегодняшний день на получение образования в среднем уходит 4 года. А с учетом того, как стремительно меняется рынок труда, можно понять, что это немаленький срок. Просто классический пример: около 10-15 лет назад огромный ажиотаж был вокруг менеджеров, юристов и экономистов. Конкурсы были большие, желающих много, но по итогам обучения выпускники столкнулись с пресыщенностью рынка. Как итог, новоиспеченные экономисты и юристы не могли найти работу по специальности.
Кроме того, необходимо учитывать и тот факт, что у работодателей меняются требования к навыкам и компетенциям специалистов. Поэтому вполне возможна ситуация, когда требования к соискателям не отвечают тому уровню знаний, что он получил в учебном заведении. И что же делать специалисту в таком случае? Либо искать другие предложения о работе, либо проходить курсы повышения квалификации, чтобы отвечать представленным стандартам.
Почему фундаментальное образование не исчезнет?
Все же, вопреки всем положительным аспектам различных курсов, которые предлагают освоение новых и востребованных профессий, классическое образование не исчезнет. И на это есть ряд причин, но мы остановимся на двух основных.
Во-первых, даже если весь мир полностью перейдет в онлайн и выходить на улицу будут только роботы и выгульщики собак, человечество будет нуждаться в профессиях, которые будут требовать глубокой и разносторонней подготовки. Например, медики. В мире не существует курсов, которые бы смогли сделать из человека без какой-либо профильной подготовки, врача. А если кто-то такое и предлагает - это не более, чем обман и шарлатанство. Для того, чтобы стать квалифицированным специалистом, необходимо пройти долгое обучение, которое будет включать в себя большое число различных дисциплин и практических занятий.
Во-вторых, получение любого образования предполагает не только освоение специфичных навыков, но и расширение кругозора, освоения сопутствующих наук и технологий. Например, педагог изучает не только свою дисциплину, но и психологию детского поведения. Потому что настоящий преподаватель должен не только хорошо знать свой предмет, но и находить точки соприкосновения со своими учениками.
Таким образом, можно заключить, что с одной стороны классическая высшая школа не поспевает за последними веяниями общества. Сейчас можно наблюдать активную работу за изменением внутренней структуры учебных заведений, обновлениями учебных программ. Но с другой стороны, подавляющая часть общества в большей мере стремится к тому, чтобы получить фундаментальное образование, которое при необходимости можно будет «модернизировать» за счет курсов повышения квалификации.