«Разве правильно использовать людей для своего удовольствия?»
Основополагающая фраза для всего фильма.
Последний из трилогии о жизненном бытие фильм Роя Андерссона «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» 2015г. В общем, можно сказать, что фильм из серии: «Что я полезного сделал за всю свою жизнь? Что принес в этот мир? И с чем уйду?». На протяжении всего фильма, автор размышляет на эту тему. Это можно понять даже по первым кадрам, где рассказываются три совершенно разные истории о «встрече со смертью».
Первая встреча это нечто такое, что может случиться с каждым в самый неподходящий и неожиданный момент. Мужчина умирает во время открытия бутылки вина перед праздничным ужином. Вероятно от сердечного приступа. Ведь на это не было намека, что именно сегодня, именно сейчас это произойдёт.
Вторая встреча более ожидаема. Женщина умирает на больничной койке в окружении троих своих детей. Сама она, и ее родственники знают об неизбежном заранее и поджидают этот момент у кровати. Пока женщина еще жива, один из братьев тут же начинает дележку имущества матери, пытаясь отобрать из ее рук сумку с последними драгоценностями и деньгами.
Третья встреча происходит в кафе. Умирает один из клиентов по неизвестной причине. До наступления ее, мужчина успевает оплатить свой обед. Еда остается не тронутой, и ее предлагают находящимся там клиентам.
Все эти истории совершенно отличаются друг от друга, но их объединяет общий конец, как, собственно, и всех нас с Вами. Каждый может быть на месте одного из этих несчастных, возможно надо над этим задуматься.
Далее происходят события, совершенно не связанные с началом. Это как бы вторая часть, которая уже повествует о главной идее автора – рассуждения о том: «как я прожил свою жизнь».
История, как и всегда, разворачивается в местном баре, завсегдатаями которого являются два горе-бизнесмена, которые зарабатывают тем, что продают безделушки для развлечения, под тип вампирских зубов, мешочком со смехом или силиконовых масок «Однозубый дядюшка». У режиссёра, как-будто мания на эти бары и таких неудачников. В общем, ребята ходят по разным местам и конторам и предлагают свой товар, но он мало кого интересуют, дела у них идут не очень.
Но однажды, они становятся свидетелями странной сцены, которая влияет на их жизнь, когда заблудившись, они забредают в бар на окраине городка. Попав в это заведение, бизнесмены опять же пытаются продать свой товар, но презентация оказывается провальной. Их спасает только то, что в бар на лошади заезжает некий человек в одежде гвардейца и выгоняет всех женщин из заведения, позже, так же на лошади появляется еще один такой гвардеец в сопровождении свиты. Его представляют как короля Карла XII. Тот, в свою очередь, весьма не однозначно намекает молодому бармену, что будет рад видеть его в своей палатке, а может и в кровати…
Пехота направляется на войну на Полтавское сражение, прихватив с собой нескольких мужчин из бара, после которого они уже не возвращаются.
Можно ли расценивать это событие, как ещё одну встречу со смертью? Ведь эти мужчины, уходя в бар, и не предполагали, что именно так закончиться их жизнь в относительно мирное время? Успели ли они тогда подумать о своей жизни в целом? Промелькнула ли у них мысль, что если они останутся в живых, то будут проживать каждое ее мгновение? Может, стоит начинать размышлять об этом прямо сейчас?
В итоге, после этих событий, один из бизнесменов бросает убыточный бизнес в прямом смысле этого слова. Второй же не оставляет надежду заработать на этих безделушках и предлагает их кому не попадя. Но ребята не теряют дружеских отношений и, в конце концов, первый возвращается «в дело».
Наверное, их основная идея жизни, как и большинства из нас, является мысль: «как заработать денег?». Нам некогда думать о «духовном». Сцена, где девочка на школьном концерте рассказывает о стихотворении про голубя, который сидел на ветке и размышлял о том, что у него не было денег. Весьма иронично, не правда ли?
Третий раздел фильма «Человек разумный» повествует о некоем событии, где загоняют чернокожих людей в огромный металлический цилиндр и поджигают его снизу. В скором времени металл накаливается и людям, вероятно, становиться невозможно стоять на горячем полу. Исполненные жаждой жизни и инстинктом самосохранения, люди начинают раскручивать этот цилиндр. Это спасает их жизнь от верной гибели. На все это действо вышли посмотреть престарелые богачи под бокальчик шампанского. Можно ли это считать жестоким экспериментом над людьми, с целью выяснить их разумность? Или это некий эксперимент над «черными» людьми? Здесь явно прослеживается расистский мотив.
Заканчивается все эти размышления достаточно просто. Люди ждут автобуса на остановке и обсуждают что сегодня среда. Почему-то именно этот день заставляет многих радоваться. Может, потому что это среда…
В фильме очень много неизвестных и бессмысленных, на первый взгляд, персонажей. Таких, как тучная преподавательница танцев, которая хочет любви, женщина с маленьким ребенком, которая уже любит. Бывший капитан дальнего плаванья, который из-за морской болезни покинул флот, и сейчас подрабатывает парикмахером. Дедушка, который преданно посещает бар на протяжении шестидесяти лет. Мужчина в форме, которому вечно не везет и он везде опаздывает.
Что же объединяет этих персонажей? Почему они имеют место быть? Делитесь в комментариях своими мыслями на эту тему и подписывайтесь на канал!