Я у себя нашла четыре причины, почему не хочу работать в школе: куча документов, навязанные конкурсы, пришкольный лагерь и недостаточное финансирование, разгребать которое должны учителя. И пока я все-таки хотела работать, я таких статей не писала, поэтому очень удивлялась тем учителям, которые так громко заявляли, насколько все плохо и ужасно. Потому что я все же считаю, что человек не дерево, если все просто ужасно, то зачем здесь работать. И вот хотелось бы прокомментировать некоторые жалобы учителей.
Крайне маленькая зарплата (даже в Москве, а что уж говорить о регионах). В этом отношении больше всего меня удивляют требования молодых специалистов. Почти во всех профессиях, чтобы зарабатывать по-настоящему хорошо, надо сделать карьеру. Но вчерашние выпускники хотят зарплату сразу как у директора. Вот прямо сейчас.
Из личного общения с педагогами самых разных регионов, крайне маленькая зарплата есть только в отдельных школах. В среднем по больнице она очень даже неплохая, особенно в Москве и Питере, причем даже у молодых специалистов. Другое дело, что затрачиваемые усилия и постоянный стресс постоянно нашептывают в уши, что заслуживаешь ты больше. И тут не могу не согласиться. Хороший педагог вкладывает в работу столько сил, сердца и нервов, что неплохая зарплата никак этого не окупает. Но поскольку большинство учителей в школе все-таки продолжают работать, веры в то, что в другом месте они заработают больше, у них нет.
Ужасные дети (с припевом: «Раньше не такие были»). Если дети кажутся вам ужасными, вы просто не любите детей. А если вам кажется, что раньше они были лучше, значит, произошло профессиональное выгорание. Вы стали старше, здоровья меньше, и все, на что раньше особенно внимания не обращалось, теперь стало выпуклым, лезет в глаза, а главное, выходит из-под контроля, все сложнее с этим работать. Нет, дети безусловно стали другими, но не изменилось в них одно: жажда любви, принятия, желания поиграть и даже пошалить, огромная отзывчивость, если видят внимание к себе. Если это не маргинальные школы, где собрались дети криминальных авторитетов (знаю одну такую), то совсем неуправляемый ученик может попасться один на класс. Да, с ним тоже невыносимо, но это ведь не говорит о том, что ВСЕ дети ужасны.
Ужасные родители. Родители – это просто родители. Если раньше они доверяли учителю, то теперь страшно переживают, что их ребенку навредят. И, положа руку на сердце, разве их переживания так уж беспочвенны? Мне кажется, любой педагог может вспомнить коллегу, которому он бы ни за что не отдал своего ребенка. Проблема есть. Задача педагога развеять эти тревоги, быть с родителями на одной волне, а не вставать на баррикады. Всегда искать общее, взаимопонимание. Да, это непросто. Но это не та причина, по которой стоит уходить из школы. По крайней мере для меня.
За учителями идёт постоянная слежка, родители выискивают их соцсети, чтобы проверить, ведут ли они «праведный» образ жизни. Я на себе никакой слежки не ощущала. Наверно, потому, что у меня нет двойной жизни. Поэтому мне не приходится что-то прятать под замок и опасаться, что родители это найдут. Серьезно, это очень сильно упрощает жизнь.
А что вам не нравится в школе? Почему ушли или собираетесь уйти?