Найти тему

Парша Шлах | Часть 3

Часть главы из новой книги, но уже с добавлениямиСлово "мераглим" встречается в Торе раньше нашей главы- напомню, когда Йосеф обвиняет в этом братьев.А так как в Торе нет ничего случайного, то, естественно, кабалисты связывают эти два эпизода: да, "Йосеф вспомнил свои сны", но ещё он предвидел, что случится в будущем.Идея шпионажа – увидеть что-то скрытое и использовать в своих целях.Так братья и поступили с Йосефом, интерпретировав его сны сквозь призму своих страхов, они предали и продали его. Позже они хоть и захотели, но не смогли это исправить.Евреи ушли в Египет из-за продажи Йосифа, и теперь, когда они возвращались обратно, могло произойти «замыкание круга»- все братья могли бы снова объединитьсяАризаль говорит, что души братьев в тот момент спустились и установили עיבור ибур – духовную связь с душами разведчиков, но ушли сразу, как только те решили говорить против входа в Кнаан, будущую Эрец Исраэль.Выполни разведчики свою миссию, они бы сделали исправление – тикун в отношении братьев к Йосефу.А так опять десять против двоих.Калев был из колена Иеhуды, а Йеhошуа из колена Эфраима.Раши говорит: Моше молился Творцу, прося спасти Йеhошуа от замысла разведчиков.

Рав Хаим Каневский приводит объяснение которое он слышал от имени Хафец Хаима:Йеhошуа и Калев имели противоположный подход, к людям сошедшими с правильного пути, но у которых есть власть.Йеhошуа считал что нужно сразу выступить против и все высказать.Калев был дипломатом.( От себя добавлю: кабалисты говорят, что его душа была перевоплощением Элиезара слуги Авраама, а мы помним дипломатические способности Элиезара, когда он пришёл за Ривкой)Так вот Моше опасался, что во время дебатов между собой, разведчики просто могут убить Йеhошуа.Тем более, что Йеhошуа был из колена Эфраима, то есть потомком Йосефа.А поскольку здесь была возможность сделать тикун, была возможность и другой крайности.Рав Моше Шапиро приводит слова Рамхаля: “Число 400 символизирует распространение клипот на всех уровнях. Это отразилось в 400-летнем египетском изгнании (Как поясняет Рамхаль, 4 – это число галутов, 100 – символ полноты, законченности)

Однако всё-таки ещё оставалось зёрнышко нечистоты в этом мире. Творец сократил 40 лет до 40 дней. Если бы мераглим выполнили свою миссию, они бы её [нечистоту] уничтожили".Рамхаль считает, что этим зёрнышком нечистоты был духовный корень Амалека и Кнаана.Комментаторы также объясняют, что 40 дней, проведённые Моше-рабейну на Синае (где он не ел и не пил), были необходимы для возвращения в точку, где душа входит в тело.Минимальная связь с материальностью позволила Моше быть чистейшим каналом и проводником духовности в этот мир. Задача связи земли Израиля и еврейского народа заключается в том же – связать духовное и материальное.Для чего и была создана вся Вселенная.Возможно, 40 дней правильного пребывания разведчиков на земле Кнаана сделали бы их такими же каналами для связи земли и еврейского народа. Но разведчики поступили прямо противоположно.В конце концов Творец говорит: "Все эти люди, видевшие Мою славу, Мои знамения, которые Я совершал в Египте и в пустыне, но испытывающие Меня уже десять раз... Не увидят они ту страну, которую я обещал их отцам" (Бе-мидбар, 14:22-23).

Творец испытывает только праведных, чтобы дать им возможность реализовать потенциал, что Он заложил в них. Испытывая Творца, мы фактически проверяем, насколько Он готов опускаться до уровня наших слабостей и даже прихотей.До определённого момента как бы это работает. Творец не только даёт людям возможность совершить проступки, но и ещё в тот момент получить от этого выгоду.И тогда йецер hа-ра начинает наглеть.А дальше уместно вспомнить и рассказать нашим детям, в том числе детям внутри нас, сказку о золотой рыбке.В Тораническом ключе рассказать, сделав акцент на том, что главное – вовремя остановиться.В отличие от сказки, в действительности всё приобретённое нелегитимным путём придётся вернуть.Творец заключил с нами вечный союз. Ирония же в том, что, прося Творца "прогнуться" под натиском наших иллюзий, похотей, страхов, мы фактически просим Его нарушить этот союз.Но тому, кто нарушает своё слово даже в том, что мы считаем на тот момент "нашей пользой", мы вообще не смогли бы доверять.А Творцу можно и нужно доверять всегдаШабат Шалом!

автор текста: рав Ефим Свирский

* * *

Книгу можно купить как в электронном так и в печатном варианте у автора здесь: https://facebook.com/efim.svirsky