Найти в Дзене
Шла Саша по шоссе

Фонематический слух - основа правильной речи у детей

Рекомендую также к прочтению статью "Мой ребенок не говорит. Почему?" Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать нашу речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом (Не путать с фонематическим восприятием, это разные понятия!). Особенно необходимо развивать фонематический слух детям. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Соответственно он может не замечать, что его речь не всегда понятна для окружающих. В начальной школе фонематический слух должен быть развит хорошо, от него зависит как ребёнок услышит слово, которое нужно записать. А если ребёнок не может различать речевые звуки, слова он будет писать с ошибками! Игровые упражнения для развития фонематического слуха Цель игровых упражнений – научить ребёнка слушать и слышать. Формировать фонематический слух необходимо
Оглавление

Рекомендую также к прочтению статью "Мой ребенок не говорит. Почему?"

Источник: pexels.com
Источник: pexels.com

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать нашу речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом (Не путать с фонематическим восприятием, это разные понятия!). Особенно необходимо развивать фонематический слух детям. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Соответственно он может не замечать, что его речь не всегда понятна для окружающих. В начальной школе фонематический слух должен быть развит хорошо, от него зависит как ребёнок услышит слово, которое нужно записать. А если ребёнок не может различать речевые звуки, слова он будет писать с ошибками!

Игровые упражнения для развития фонематического слуха

Цель игровых упражнений – научить ребёнка слушать и слышать. Формировать фонематический слух необходимо начинать с различения неречевых звуков и слухового внимания – звуки музыкальных инструментов, шум листвы, пение птиц, звуки воды и т.д. Играть можно с 2-х лет, если у ребёнка появилась фразовая речь или он может показать предмет который услышал.

Источник: iStock
Источник: iStock

«Отгадай, что звучит». Взрослый за спиной у ребёнка звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать, назвать и показать. (звуки можно менять, а усложнить задание – их количеством.).

«Где позвонили?». Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встает справа, слева, позади ребенка и звонит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза рукой показать направление.

«Громко — тихо». Положить перед ребёнком картинки с изображением маленького и большого барабанов. Барабан спрятать за ширму. Попросить ребёнка слушать внимательно. Показать картинку маленького барабана и постучать тихонько — «Это стучит маленький барабан». Показать картинку большого барабана и громко постучать. «Это стучит большой барабан». Несколько раз дать ребенку прослушать различные звучания барабана и подкреплять звучания показом картинки. Потом попросить узнать, где маленький барабан, а где большой. Игру можно проводить не только с барабаном, но и другим музыкальным инструментом на Ваш выбор.

Источник: iStock
Источник: iStock

«Шумящие мешочки». Вместе с детьми насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Дети должны угадать по звуку встряхиваемого мешочка или коробочки, что внутри.

"Найди пару". Для этой игры необходимо несколько яиц от киндер -сюрприза. В идеале 8 - 10, но может быть и меньше. В каждую пару необходимо положить крупу или любые мелкие предметы. Задача ребёнка найти пары одинаково звучащих киндеров. В этой игре дети любят открывать киндеры, чтобы посмотреть, что звучит. С этим нужно быть аккуратнее, так как ребёнок может проглотить мелкие предметы!

Когда ребенок научился хорошо различать не речевые звуки, можно подключать работу над речевыми звуками. Эти игры любят дети от 5 лет.

«Так ли это звучит?» Взрослый предлагает ребёнку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание. Примеры: лук – луг, роса – роза, плод – плот, дрова – трава, коза -коса, бочка - почка, мишка-миска.

«Назови первый звук в слове». Задача – учить выделять первый звук в слове. Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, КОТ –К, БАНКА -Б. Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале (Я, Е, Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ). При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их именно звуками, а не буквами, без призвука Э, не ЭМ ,не МЭ ,а М, например, в слове «МОСТ».

«Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа". Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

«Поймай звук». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему. Например, ребенок должен поймать звук [с] среди других звуков – с,ш,з,с,л,ж,з.

«Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а дети на слух определяют и называет их количество. Если задание для ребенка трудновыполнимо, лучше всего начать с подсчета хлопков или постукиваний по столу. Также в эту игру можно играть с шестигранным кубиком (ребенок бросает кубик и хлопает или называет звук столько раз, сколько выпало на кубике).

Эти игры я всегда применяю в своей работе практически на каждом занятии. Так как это хорошая профилактика дисграфии у детей. Они хорошо развивают слуховое внимание и фонематические процессы, а также помогают при подготовке к школе. Но самое главное - дети их очень любят и часто сами просят проиграть.

Интересный факт⬇

Дети думают совсем по-другому😲У детей мозг работает как единое целое. Ученые провели эксперимент с помощью МРТ и выяснили, что у взрослого человека активность проявляется только в одной из четырех основных нейросетей головного мозга, а у детей сразу во всех зонах. Благодаря этому, они быстрее восстанавливаются после травм головы.

Подписывайся на канал, чтобы не пропустить самое интересное😉

Ставь 👍 если статья была для Вас полезная!

Следующий понедельник уже совсем скоро, не упусти возможность получить консультацию или ответ на интересующий вопрос в рубрике " Вопрос логопеду" Задавай свои вопросы в комментариях или tutlogoped2020@gmail.com и я обязательно отвечу

Рубрика "Вопрос логопеду" № 1

Рубрика "Вопрос логопеду" № 2