В октябре 2019 года случилось важное для созданного в последние два десятилетия искусства событие. Коллекционеры и меценаты Владимир Смирнов и Константин Сорокин передали в дар Третьяковской галерее коллекцию работ современных художников.
Работы и раньше попадали в коллекцию музея, но как правило это были отдельные произведения, которые приобретались партнерами и меценатами. Благодаря дару Владимира Смирнова и Константина Сорокина, основателям фонда своего имени, в коллекцию Третьяковской галереи вошёл 31 художник.
Молодая кровь для Третьяковки
Варвара Муратова: Мне кажется, это очень здорово, что художники вошли в собрание Третьяковской галереи. Мы с тобой, как люди с классическим искусствоведческим образованием, особенно должны радоваться этому факту. Потому что Третьяковка все-таки воспринимается как очень закрытая институция, куда невозможно что-то внести или вынести (несмотря на последние скандалы, так оно и есть). То есть в ней, как и в любом музее есть сильное давление традиций. Что и говорить, если музейные сотрудники иногда рассказывают с придыханием о том, как у них лекцию прочитала их самая молодая в истории галереи сотрудница - ей всего 36 лет! Получается, что основной состав, принимающий решения, старше этого возраста. А так как все мы люди, и все мы не очень любим перемены, не всегда понятное современное искусство в стенах "храма искусства" - это всегда немного шок. Поэтому бесконечно приятно узнать о том, что Третьяковская галерея постепенно, посредством такой "шоковой терапии" пришла к тому, чтобы принять в дар работы большого количества современных художников.
Елена Шевченко: Бесспорно это отличная новость, особенно если учитывать размер дара – в нем более 30 имен. Он стал самым крупным поступлением актуального искусства в Третьяковку. Это говорит о том, что начатая в 2017 году программа «Меценаты и дарители — Третьяковской галерее» работает на отлично. Музей сам инициирует программы по пополнению коллекции, признавая, что имеет значительные пробелы в коллекции искусства 1990-2000-х годов.
Раньше коллекция пополнялась за счет закупок с крупнейших всесоюзных выставок. Сегодня ситуация иная, и мы прекрасно понимаем, что восполнять лакуны мы можем только за счет коллекционеров, которые дарят нам те работы, которые в свое время галерея не могла купить или не купила в силу каких-то обстоятельств, и это те работы, которые наши партнеры, меценаты и благотворители, приобретают для нас по нашей просьбе – Зельфира Трегулова.
Поэтому дар Смирнова и Сорокина - вполне логичное событие, развивающее вектор, заданный самой галереей. Так в рамках программы в 2017 году музей получил 1 936 экспонатов, в 2018 более 3 000 произведений. Безусловно, не считая дара фонда Винзавода 2018 года, фонд музея пополнялся преимущественно признанными классиками второй половины XX века, такими как Илья и Эмилия Кабаковы, группа "Синие носы", AES + F, Виталий Комар и Александр Меламид, Олег Кулик и Анатолий Осмоловский, а также Авдей Тер-Оганьян, Дмитрий Врубель, Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, Дмитрий Гутов, Владислав Мамышев-Монро. Работы этих и других авторов были ранее переданы музею Маратом Гельманом и выставлялись в феврале этого года.
Все художники хотят этого
Е.Ш.: С музеем понятно, полнота и обширность коллекции – основа его статуса. А Третьяковка с приходом Зельфиры Трегуловой, которая ранее руководила РОСИЗО, начала уделять очень активное внимание экспозиции современного искусства на Крымском валу.
Выгода для художников вполне понятна – это тоже статус. Влияние музея как институции крайне велико, и за какие бы баснословные деньги не продавался художник в частные руки, это не способно сравниться с принятием его работ в музейный фонд.
В.М.: Да, каждый художник хочет попасть в коллекцию музея. Это очень распространенная практика, когда современного художника приглашают поучаствовать в выставке, он как правило обязательно сделает или принесет что-то еще, для того, чтобы в конце выставки сказать "а это вам! дарю от всего сердца!" Но в музеях такое почти никогда не работает, и от таких жестов появляются только неловкость и растерянность сотрудников, которые не знают, что с работой теперь делать.
Дар мецената - другое дело. Это всегда результат профессионального отбора, а у процесса передачи есть устоявшиеся нормы, официальная процедура. Меценат предлагает, галерея думает, смотрит, потом принимает работы. Затем начинается длительный процесс передачи: проводится экспертиза, составляются многочисленные акты о состоянии работ, об их подлинности (что в случае с современным искусством значительно упрощает задачу музейных экспертов, потому что все авторы работ - наши современники, соответственно это подлинники, а состояние у них хорошее, поскольку сделаны они были недавно). Затем подписываются акты приема-передачи, другие важные документы, и в конце состоится торжественная передача дара. После того как все эти процессы завершатся, часто устраивается выставка переданных произведений. Как это происходит и с работами, переданными Смирновым и Сорокиным. Выставка была намечена на март-апрель 2020, но из-за пандемии музей был закрыт, и получается, она откроется только сейчас, в июне или в июле (точные даты пока не объявлены).
Думаю то, что работы ныне живущих современных художников попали в коллекцию Третьяковской галереи - очень важный шаг для обеих сторон. Музей показал свою прогрессивность, готовность к признанию того, что делается здесь и сейчас. Художники попали в коллекцию одного из самых авторитетных музеев страны, это безусловно плюс не только к карме, но и в портфолио. Ведь когда у художника в CV есть слова "Работы находятся в публичных коллекциях...", это не только прибавляет им авторитета, но и стоимость. Но вместе с тем приходит и определенная степень ответственности и необходимость "держать марку".
Художники, попавшие в собрание Третьяковской галереи:
Виктор Алимпиев, Татьяна Ахметгалиева, Алекс Булдаков, Аслан Гайсумов, Александра Галкина, арт-группировка «ЗИП», Алиса Йоффе, Жанна Кадырова, Алексей Каллима, Полина Канис, Таисия Короткова, Кирилл Кто, Андрей Кузькин, Влад Кульков, Владимир Логутов, группа МишМаш, Роман Мокров, Mиша Most, Семен Мотолянец, Александра Паперно, Александр Повзнер, Владимир Потапов, Тимофей Радя, Сергей Сапожников, Хаим Сокол, Ростан Тавасиев, Давид Тер-Оганьян, Леонид Цхэ, Ольга Чернышева, Валерий Чтак, Светлана Шуваева.
Текст: Варвара Муратова, Елена Шевченко
telegram @moskvagalereinaya
Instagram @mgdaily__