Найти в Дзене
Саша Шумаков

Антитабу. Философия за жизнь

Оглавление

Наверняка, для кого-то приведённые ниже цитаты и формулы – набор очевидностей. Интуитивно ясные принципы, которых итак придерживаешься в жизни.
Но у того, кто укрощает внутреннюю тьму могут уйти годы, чтобы собрать по частям этот щит. Чувство долга, иррациональное знание о сопричастности всего всему, работает лучше, когда подкреплено знаниями, доступными разуму.
У меня заняло около десяти лет, чтобы начать искать такие формулы и еще года три, чтобы за многообразием банальных (при этом в определённых случаях, очень полезных), несколько плакатных сообщений, типа «смерть - не выход», начать, с высшего произволения, замечать, слышать более субъективно значимые, при этом более герметично упакованные аргументы в пользу того, почему жить, при любых обстоятельствах - это правильный ответ.
Вот три формулы, из тех, которые лучше всего работают в моем случае. Наверняка кому-то еще пригодятся:

1. Сартр


«Но когда мы говорим, что человек ответствен, то это не означает, что он ответствен только за свою индивидуальность. Он отвечает за всех людей.»
(С) Жан-Поль Сартр

Впервые я услышала эту цитату из Сартра в интерпретации кого-то из психологов. Она хорошо отвечает на вопрос, который, бывает, встает перед человеком отчаянным: «как и зачем жить, если нет никакой надежды на улучшение, в случае если есть действительное понимание, что ничего изменить невозможно, что выхода нет, и не будет?».
Даже если так и есть, если все печально, если ясно, что разрешение невозможно, нужно продолжать высоко держать голову из соображений моральных обязательств перед остальным человечеством. Только так можно поддерживать в мире настроение надежды. Подводя себя - подводишь других.


2. Кант


Категорический императив Канта

https://ru.wikipedia.org/wiki/Категорический_императив

«поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом»

Если рассматривать суицид в контексте этого утверждения, получается, что если в той или иной ситуации ты определяешь, что правильным для тебя решением будет уйти из жизни напрочь, ты тем самым предписываешь остальному миру правило, которое стоит взять на заметку – «в ситуациях, аналогичных с моей, хорошим решением будет суицид».

Получается, лично ты выбираешь - достаточно ли мир плохое место, слаб ли человек и все человечество перед лицом трудностей или силён. Возводя эту идею в абсолют - своим выбором ты пишешь историю всех, кто будет жить после тебя.

-2

3. Пятигорский

Из рассуждений А.М. Пятигорского об «Эффекте Рериха» и не только (рашифровка 15:00 - 19:05 минут видео):

К полному видео: https://www.youtube.com/watch?v=M3anPbZt1Js

“…
Тогда уже меня начал интересовать буддизм и буддийская философия и я вот это хватал со страшной жадностью и один только раз Рерих обратился ко мне лично. Я помню, я в его присутствии стеснялся курить, а жутко захотелось курить. А мы стоим на площадке лестницы. Идет народ. И я произношу мерзкую интеллигентскую фразу, за которую убивать мало: «но ведь обстановка же такая, что трудно».
Много лет спустя я понял, что я такой же автор этой обстановки, как все остальные.
Мы забываем, что мы авторы всех обстановок, в которых мы находимся.

И Рерих тогда произнес [в ответ] фразу, он говорит:
«Вы поймите, когда люди пытаются быть нравственными без онт… (он тогда произнес это слово, меня оно очень удивило) без онтологических философских оснований, то по крайне мере в этом обществе, в западном (он считал, что мы всё-таки западное общество) ничего не получится, не будет никакой нравственности.
Нравственность — это то, что слито с кармической тяжестью совершаемого поступка»

И вот только тогда я стал понимать, насколько в этом отношении буддизм отличается, скажем, от современных древних западных философий. Введен этот элемент кармической тяжести - что твой поступок, который ты [совершил] у себя за столом или в кухне и его в газетах или журналах называют «аморальным» - его аморализм так же эфемерен, как и его морализм.

Оба эти слова имеют смысл только постольку поскольку они меняют бытийную структуру космоса, которая формулируется в карме.

Твой поступок плох не только и не столько потому, что причиняет вред другому существу или прежде всего самому тебе, а поскольку он (ну простите) ухудшает все. Ухудшает все.

Вы этим усиливаете тяжесть, кармичности. Ты плохой – значит все плохо. «Все» это работа, которую ты не сделал. Что значит «все плохо»? Значит ты не сделал этой работы и обозначаешь это.
…”

-3

P.S.: в камментах вы можете пополнить список. Было бы здорово.

#живойкакжизнь