Кризис ударил по автомобильной отрасли. Казалось бы, сейчас должны выживать производители практичных недорогих автомобилей. Это логично, но логика и биржа несовместимы. Чтобы понимать, как она работает, стоит познакомиться с парадоксом Ford и Ferrari. Очередная загадка рынка, которую помогут разгадать наши эксперты.
Понты против здравого смысла
Закоренелые соперники — концерны Ford и Ferrari — снова меряются силами, теперь в декорациях мировой эпидемии. И пока победа на стороне макаронников. Они сошлись — волна и камень, стихи и проза, лед и пламень. Про это уже писали, сначала Пушкин, потом сценарист фильма «Ford против Ferrari». Форд в свое время действительно замахнулся на нишу гоночных авто, и теперь два автоконцерна частенько сопоставляют как представителей диаметрально противоположных подходов к бизнесу. На стороне Форда — здравый смысл, технократия и массовость, на стороне Феррари — душевные понты и семейные ценности.
И вот чудеса, в последние полгода у Форда дела идут из рук вон плохо, несмотря на то что он производит вполне себе конкурентоспособные автомобили (от 500 000 рублей). Цена простенького Феррари — 14 миллионов, и у концерна даже сейчас, когда многим нечего есть, дела идут просто превосходно.
Как это работает?
Инвесторы-новички в начале коронавирусного безумия делали ставку именно на Форд. Дешевые машины, основательное производство. Кто будет покупать машины за 14 миллионов в кризис? И много потеряли. Потому что логика должна была быть диаметрально противоположной.
Вот что об этом думает Павел Сигал, первый вице-президент «Опоры России»:
— Автомобили Феррари — не средство передвижения, а инвестиции, возможность повысить свой авторитет за счет статусных вещей. Состоятельные люди не испытывают проблем от потерь миллионов, если на счету миллиарды, и продолжают вести привычный образ жизни, покупая новые модели авто. Феррари планирует выпустить новую линейку престижных автомобилей и не отказывается от довольно щедрых дивидендов для своих инвесторов. Так как автомобили Форда приобретают люди с меньшим доходом, в кризис они теряют работы и отказываются от покупок техники в пользу текущих расходов. Поэтому показатели 2020 года у Форда будут гораздо хуже 2019 года.
Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets:
— У компании Форд проблемы нарастают уже не первый год. После публикации отчетности за прошлый год акции автогиганта обвалились сразу на 11,5 %. 2019 год Форд закончил чистым убытком в размере 1,7 млрд долларов, это означает, что компания практически не получила прибыль. Выручка упала на 3 % (155,9 млрд долларов). Причины такой ситуации в затратах на реструктуризацию, корректировках по пенсионным выплатам, увеличении гарантийных расходов, снижении продаж по всему миру. В конце прошлого года руководство компании заявило, что намерено закрыть несколько заводов в Европе и сократить персонал на 12 тысяч человек.
При этом эксперт отмечает парадоксальную тенденцию: Ferrari в этом году обещал выпустить новую модель и не наблюдает отказа от тех, кто записался в очередь за машинами. А вот легендарный гоночный Ford GT (который показан в фильме) в этом году не купили ни разу! В 2019 же году было продано 236 таких машин.
Виктор Бондарович, руководитель управления инвестиционных стратегий «БКС Брокер»:
— На сегодняшний день мы видим, что падающие доходы населения по всему миру — не единственный стоп-фактор, влияющий на продажи Форд. Сам процесс покупки автомобиля подразумевает необходимость прийти в салон, увидеть авто своими глазами, посидеть внутри, открыть бардачок… ну, Вы и сами это понимаете. В условиях глобальной самоизоляции — салоны закрыты, а потенциальные покупатели задумываются о том, как прокормить семью, а не обновить автомобиль. Важно обратить внимание на то, что люксовые товары всегда имеют гораздо более высокую маржу, чем товары широкого потребления, это в свою очередь поддерживает итальянцев в наше неспокойное время.
Вот такая она — биржевая логика. Дорогие товары не так резко проседают в спросе, как ходовые. Стоит помнить об этом, формируя свой инвестпортфель на долгий срок. Нынешний кризис, как бы ни печально это было констатировать, далеко не последний, уготованный мировой экономике.
А с каким из наших экспертов согласны вы? И на кого бы сделали ставку — на Форд или на Феррари?
Сайт Финтолк - финансовые лайфхаки, ответы на сложные вопросы, эксперимент