Найти в Дзене

Как фанатизм поляков взорвал терпение Екатерины II

Оглавление

Не Рим спас католицизм в России

Неиссякаемая политическая ненависть падала и продолжает падать со стороны поляков на императрицу Екатерину II за прекращение политического бытия Речи Посполитой, много лжи преследует ее имя. И между тем, ни один поляк и ни один разумный европеец не захотел отдать ей должное, что только она поддержала в присоединенных в конце 18 века к России польских областях, опозоренный в глазах всего народа католицизм.

Екатерина вдохнула в римскую веру новую жизнь другим более просвещенным духовенством, утвердила твердую высшую духовную власть. Не Рим спас в присоединенных областях католицизм, а не подчинявшаяся ему православная Императрица Екатерина. И спасла лишь только для одной цели: создать нормальную и достойную жизнь своим подданным, которые были в римской вере.

По этой причине, строились новые костелы, в то время, как бывшее польское правительство силой отнимало церкви у православных; утверждались новые епархии, когда поляки уничтожали православные; католические священники получали достойное содержание, открывались семинарии и училища для просвещения католического духовенства, а православное духовенство было обречено в Речи Посполитой на невежество и бедность.

Фанатизм сгубил Речь Посполитую

Народ, теснимый католическим духовенством и польским правительством, в течении столетий искал помощи от единоверной России. Политические обстоятельства часто мешали русским государям энергично вступаться за православных мучеников Речи Посполитой, но при всякой возможности русское правительство ходатайствовало за них. Иван III порицал литовского князя Александра за то, что тот принуждал Русь к римскому закону, настроил множество "божниц этого закона в русских городах" и, что латинское духовенство насилием обращает в свою веру православных.

-2

Правительница Софья, понимая всю пользу, которая могла приобрести Польша от союза с Россией, в то время, когда ей угрожали турки, настояла, чтобы в заключенном с Польшей 6 мая 1686 года мирном договоре включено было условие о свободном исповедовании православными своей веры в этой стране.

Наши посланники в Варшаве пытались вступаться за православных в Литве, но ни договоры, ни просьбы и напоминания не исполнялись и не внимались польским правительством никогда. Для того, чтобы унять католическое изуверство, нужно было применять только силу, которой у России тогда было недостаточно.

По мирному договору 1686 года должны были остаться в Литве четыре православных епископства: луцкое, перемышльское, львовское и белорусское (первоначально в Литве было девять православных епископств). Но Польша нарушила договор в царствование Петра I, оставив для православных только одно епископство в Белоруссии, а три остальных отданы униатам, а их монастыри и церкви вместе с прихожанами силой обращены в унию.

Царь Петр I пытался вступаться за них, но делал это не настойчиво, хотя имел возможность заставить поляков изменить свое отношение к православным. Польский король Август II был обязан Петру своей короной, а войска его в то время находились в Польше, когда направлялись против Шведов. И только в 1720 году после многочисленных просьб Петра, польский король Август II издал указ о свободном отправлении православными своих богослужений.

Но указ этот практически не исполнялся, и православные продолжали подвергаться злобному гнету католического духовенства и правительства Польши. Тогда Петр после Ништадтского мира объявил себя покровителем литовских православных людей. Пользуясь проездом из Китая в Италию через Россию иезуита Приамо, государь отправил с ним в 1722 году письмо к кардиналу Спиноле, в котором описывались все муки, претерпеваемые православными в Литве от католиков.

Царь просил унять польское католическое духовенство от всех безобразий, которые они чинят в Речи Посполитой над русскими людьми. Петр сообщал в письме, что не обязанный никакими договорами, он строит в России костелы и разрешает свободно отправлять католическое богослужение.

Польский сейм 17 века
Польский сейм 17 века

Дополнительно к письму, Приамо получил записку с последними сведениями от русского резидента в Варшаве, в котором подробно описывались такие факты: православных священников, не желавших принять унию, сажали в темницы, заковывали в кандалы, секли розгами, привязывали обнаженными к кольям, отсекали руки и ноги. Иезуиты совершали набеги на православные монастыри, разгоняли похоронные процессии православных, ломали свечи и кресты. Римский Папа проигнорировал послание Петра I, ограничившись только собиранием сведений из Варшавы от своего нунция и от польского правительства. Что-либо противопоставить фактам, изложенным в послании Петра I он не мог.

Все последующие русские государи продолжали заступаться за литовских православных: Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Петр III обращались к польским королям и их сеймам прекратить гонения, но все просьбы и увещевания были напрасными. Мучения православных только усиливались, особенно после открытия киевской духовной академии.

Деятельное участие в судьбах литовских православных, Россия начала принимать только в царствование Екатерины II. Притеснения православных усилились настолько, что во второй половине 18 века им было запрещено не только строить, но и ремонтировать церкви; они были лишены не только представителей в сейме, но и права занимать какие-либо должности; заставляли православных платить десятину ксендзам, а со священников взимали различные поборы.

Екатерина не стала просить и убеждать католическое духовенство Польши, не стала увещевать и взывать к совести польского короля, ибо знала о его полном бессилии в своем королевстве. Екатерина в помощь угнетенным православным Речи Посполитой приказал князю Репнину занять своим корпусом Варшаву, и в начале 1768 года польский сейм отменил все принятые с 1717 года законы о притеснении совести православных. Сейм разрешил им строить и ремонтировать церкви, заводить семинарии и училища, отменил все поборы со священников, допустил православных до занятия общественных должностей, запретил насильственное обращение в унию. Сейм предоставил русской императрице право оберегать православное население в Речи Посполитой.

Но утвержденные в Польше конституцией 1768 года права православных продолжали нарушаться и ограничиваться: так им не позволялось хоронить умерших в то время, когда в костелах шла служба, запрещалось звонить в колокола. Чтобы положить конец все этим безобразиям, Екатерина стала активно вмешиваться в дела Польши, участвовать с другими государствами в ее разделе.

Все гонения на православных закончились только с воссоединением западного края с Россией. Защита единоверцев была, в числе других неисполняемых Польшей обязательств, одним из существенных поводов к достижению целей императрицы, положивших конец существованию Речи Посполитой и ее необузданной агрессии против православных, живших в западной России.

Фото взяты из доступных источников Яндекс.

Если статья понравилась: Поставьте лайк, поделитесь в соцсетях, подпишитесь на канал и оставьте свои комментарии.