Ведь были же люди, как люди, и вдруг все сразу стали кретины... Парадокс
цитата из фильма "Брат"
Попробуем разобраться в источниках этого парадокса.
По работе мне часто приходится сталкиваться с поразительной некомпетентностью ответственных лиц: главных энергетиков, главных инженеров, технических директоров.
Один раз на все ссылки на конкретные пункты и абзацы действующих федеральных законов и ПП РФ главный энергетик мне ответил:
- Этого не может быть, потому что так не бывает!
Железобетонная логика.
Все грешат на современное образование, которое деградировало. Или на инфантильную молодежь, которой ничего не надо.
Но!
Очень часто вопиюще некомпетентными оказываются люди взрослые, с опытом, получавшие знания еще в великом и могучем СССР. Это не просто слова, это многие годы практики и общения с руководителями совершенно разноплановых предприятий: генерация, сети, промышленники.
Анализируя свой опыт я пришёл к трём источникам некомпетентности.
Возможно их больше, напишите в комментариях.
1. Мало опыта
Молодых специалистов это касается напрямую, просто в силу их возраста. Взрослые и пожилые спецы тоже могут оказаться неопытными. Обычно это происходит, когда человек ушёл с должности с многолетним стажем, и пробует себя в новой сфере.
Или его основная специальность потеряла востребованность в текущих условиях, в силу узкой специфики или банального сокращения на предприятии.
Тогда человеку приходится уходить на новое место с новыми для себя компетенциями. Опыт, конечно, придётся нарабатывать заново.
2. Мало знаний
Система образования, особенно профессионального и высшего профессионального сейчас заточена не под передачу знаний своим студентам. Вся активность образовательных учреждений этого класса направлена на зарабатывание пресловутых баллов рейтинга.
Получаешь нужное количество баллов - получаешь финансирование из госбюджета. А заодно и шансы сохранить коллектив, лаборатории и хороший конкурс на поступление.
Естественно, получение знаний в данной ситуации - побочный продукт. И получить их смогут только те студенты, которые действительно пришли в вуз за знаниями. Таких идейных не более 10% от всей массы. А работать хотят все. И приходится таких недоученных учить уже "в боевых условиях" прямо на производстве.
Взрослые специалисты, получившие знания в крепкой советской школе, тоже оказываются в сложных условиях.
Во-первых, мы живём в условиях переизбытка информации. Её так много, что приходится учиться её фильтровать. В СССР информацию приходилось буквально выгрызать в читалках, в книгах по рукам, в самиздате. Теперь же поток информации, зачастую прямо противоречивой, приводит опытного специалиста в ступор.
Во-вторых, условия работы очень быстро меняются. В силу быстрого развития техники, изменения экономических условий. А еще у нас законодатель любит постоянно проявлять "законодательную инициативу".
Опытные спецы, не привыкшие к такой скорости, оказываются в ситуации устаревших знаний. И, соответственно, теряют компетентность. Ругать их за это невозможно, мозг человека старше 50 лет уже тяжело воспринимает информацию.
3. Страх
Некомпетентность часто проистекает просто из страха.
Страшно сделать ошибку
А вдруг уволят?
Боязнь ответственности
Вдруг будут смеяться над моим незнанием?
В таких ситуациях человек принимает единственно верное на его взгляд решение - не делать вообще ничего. Часто это оборачивается просто финансовыми потерями, но иногда такое бездействие подпадает под халатность.
Сотрудник, запуганный начальством и правительством, перестаёт действовать осознанно и боится проявить инициативу. Его можно понять - у него жена, дети и ипотека.
А без действий невозможно понять верно оно или ошибочно. Невозможно понять каких знаний недостаёт. А знания и опыт - это и есть основа компетентности, которая растворяется со временем, если совсем ничего не делать.
Поэтому заведите привычку постоянно учиться, постоянно получать новые знания, действуйте и не бойтесь ошибиться.
...............................................
Спасибо за лайк!
Подпишитесь на канал и инстаграм автора
Больше информации о розничных рынках электроэнергии