Компания «Ингосстрах» и Финансовый университет при правительстве РФ провели совместное исследование спроса на автокаско в условиях выхода из самоизоляции и пандемии COVID-19.
В телефонном опросе приняли участие жители городов с численностью населения свыше 250 тысяч человек. В каждом из городов в ходе трех волн исследований, проведенных в апреле – мае, были опрошены не менее 300 человек в возрасте от 18 до 65 лет.
Кризисная ситуация, вызванная распространением пандемии COVID-19, повлекла за собой резкий спад активности населения – как на рынке автотранспорта, так и на рынке моторного страхования. Особенно показательными были март и начало апреля. По данным АЕБ, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в апреле упали на 72% по сравнению с апрелем прошлого года. В мае падение продаж оказалось также существенным, хотя и менее значительным – рынок упал на 52%.
В то же время, по данным наших исследований, общий спад интереса потребителей к приобретению неновых автомобилей оказался гораздо менее значительным – в конце марта и начале апреля число тех, кто был намерен приобрести подержанный автомобиль, снизилось на 17%, тогда как спрос населения на приобретение новых автомобилей упал на 39% по сравнению с показателями апреля прошлого года.
Однако уже в середине апреля интерес к приобретению автомобилей начал постепенно расти и во второй половине мая он вышел на уровень весны прошлого года. В первую очередь тенденция коснулась подержанных, а затем и новых автомобилей. В структуре спроса на автомобили сегодня быстрее всего растет интерес потребителей к приобретению машин из нижнего ценового сегмента (таких как «Лада» или УАЗ), увеличивается также спрос на автомобили из верхней ценовой группы (таких как BMW, «Мерседес» и др.). Что касается новых автомобилей, то, по нашим наблюдениям, спрос растет быстрее всего в сегменте цен «выше среднего» (например, «Фольксваген», «Шкода», «Хенде» и др.).
Если говорить о страховании каско автотранспорта граждан, то здесь, как и на рынке автомобилей, максимальный провал спроса, по нашим оценкам, пришелся на начало апреля нынешнего года. После этого началось постепенное восстановление спроса населения на страхование каско. Согласно данным исследования, сегодня 2,5% автовладельцев выражают намерение застраховать каско собственного автомобиля в течение ближайших месяцев. Самый большой спрос на страхование каско мы отмечаем среди автовладельцев Санкт-Петербурга, Москвы, Мурманска, Нижневартовска и Тольятти. Среди автомобилей, для которых чаще всего покупают страхование каско, лидируют массовые марки – «Лада», КИА, «Тойота» и «Рено» вместе формируют более половины спроса на этот вид страхования.
«Несмотря на кризисную ситуацию и некоторую растерянность потребителей, с которой мы столкнулись в конце марта и начале апреля этого года, можно сказать, что сейчас рынок добровольного автострахования начинает постепенно оживать. Конечно, продажи новых автомобилей еще не восстановились в полной мере, но уже начинают открываться дилерские салоны, заработали станции технического обслуживания, и это позитивно влияет на рынок, – комментирует руководитель дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. – В условиях возвращения к нормальной жизни, роста интенсивности движения на дорогах, приобретение полиса каско для тех, кто сделал паузу в страховании из-за коронавирусной эпидемии, становится насущной необходимостью. Наличие страхового полиса становится неотъемлемой составляющей стандарта потребления и высокого качества жизни. В каком-то смысле возникший кризис только подчеркнул важность защиты своих активов и необходимость инвестиций в собственное спокойствие».
Доля тех, кто в течение ближайших 2 – 3 месяцев намерен приобрести полис страхования каско для своего автомобиля (от числа автовладельцев, принявших участие в исследовании):
1. Санкт-Петербург - 4,3%
2. Москва - 3,0%
3. Мурманск - 2,8%
4. Нижневартовск - 2,6%
5. Тольятти - 2,6%
6. Магнитогорск - 2,4%
7. Казань - 2,4%
8. Ульяновск - 2,4%
9. Самара - 2,4%
10. Ярославль - 2,4%
11. Архангельск - 2,3%
12. Тверь - 2,3%
13. Череповец - 2,3%
14. Иваново - 2,2%
15. Воронеж - 2,2%
16. Екатеринбург - 2,2%
17. Петрозаводск - 2,2%
18. Калуга - 2,2%
19 . Ижевск - 2,2%
20. Йошкар-Ола - 2,2%
21. Челябинск - 2,2%
22. Рязань - 2,1%
23. Вологда - 2,1%
24. Пермь - 2,1%
25. Курган - 2,0%
26. Набережные Челны - 2,0%
27. Калининград - 2,0%
28. Волгоград - 2,0%
29. Владимир - 2,0%
30. Оренбург - 2,0%