Несмотря на то, что в России уже три года как реализуется программа Национальной стратегии по борьбе с онкологическими заболеваниями, доступность онкологической помощи в регионах остается острой проблемой. Пациенты и их родственники проходят круги ада,чтобы добиться своевременного лечения и получить полную информацию о своем состоянии.
У Татьяны из Курганинска Краснодарского края в 45 лет обнаружили рак легкого с метастазами в лимфоузлах и головном мозге. Как обухом по голове прозвучали слова врача : "Четвертая стадия, прогноз крайне неблагоприятный". Татьяна работала на лакокрасочном предприятии и каждый год проходила диспансеризацию. Никаких признаков заболевания ни на флюорографии, ни на других исследованиях у человека с 4-й стадией стадией рака легкого никто не видел. Татьяна обратилась к врачу сама, когда обнаружила припухлость лимфатических узлов на шее. И вот здесь начался ад. Курганинск находится в 200 км от Краснодара, куда нужно было ездить на бесконечные обследования для уточнения диагноза. "Нам ничего врачи толком не объясняли, - рассказывает Наташа, 23-летняя дочь Татьяны, - добиться конкретного ответа по схеме лечения, препаратам было невозможно. Сейчас я не понимаю, а все ли возможное было сделано. Мама прожила 9 месяцев с момента постановки диагноза, а уходила в муках- началась пандемия и всем уже было не до нас."
Курская , Калужская области и Краснодарский край возглавляют список регионов по распространенности рака. Высокие показатели выявляются также в Мордовии, Чувашии, Псковской области. В период пандемии проблема доступности онкологической помощи в регионах усугубилась, так как онкостационары были перепрофилированы на борьбу с COVID-19.
-Мы выделили специальную Горячую линию для пациентов с онкологическим диагнозом, потому что столкнулись с большим количеством обращений из соседних регионов, в которых из-за ситуации с пандемией люди не могут получить своевременную онкологическую помощь,- рассказывает Сысоев Александр Михайлович , врач- онколог Первого клинического медицинского центра в Коврове Владимирской области.
- Мы проводим госпитализацию в день обращения при сигнале, если диагноз злокачественного новообразования подтвержден, но человек не начал лечение из-за ситуации с пандемией, если есть подозрение на онкологию и требуется провести диагностику для уточнения диагноза с последующим лечением, а также продолжить химиотерапию.
Большинство вопросов касаются плохой информированности . Люди не понимают, как им действовать, в какие двери стучаться и что делать, если в помощи отказывают.
Лечить нельзя отказать - пока ситуация в регионах с доступностью онкологической помощи выглядит примерно так, куда поставить запятую неизвестно. Важно, чтобы точку в этой серьезной проблеме и государство и медицинское сообщество успели бы поставить вовремя.
Евгений Столяров