Несколько лет назад, навещая сына в Склифе, я случайно оказалась в этом небольшом больничном храме. Мне нравятся царящий в таких маленьких церквях покой и умиротворение. Как раз то, что нужно, когда переживаешь за болеющего ребенка. Взгляд упал на росписи потолка. Подошедшая старушка сказала: посмотрите внимательно, лицо одного из ангелов похоже на Прасковью. Благодаря ей и храм наш создан, и больница.
Известный факт, что НИИ Скорой помощи имени Склифосовского – это больница, выросшая из странноприимного дома, построенного графом Шереметевым. Также известно, что была у графа жена Прасковья Жемчугова, его бывшая крепостная. Но как два этих факта связаны?
Лишь слегка прикоснёмся к этой удивительной истории любви, нарушившей запреты «света» и оставившей о себе память на века.
В 1773 году граф Николай Петрович Шереметев возвращается из-за границы в Кусково, в своё фамильное имение. Завидный жених, представитель богатейшего и знатного рода России. Владения - почти миллион десятин земли и 200 тысяч душ крепостных.
Крепостной театр Кусково славится на всю округу. При нём создана специальная театральная школа: талантливых детей собирают по всем поместьям и свозят сюда. Обучают музыке, танцам, актерскому мастерству, даже иностранным языкам. Ведь приходится исполнять партии на итальянском, французском языках. И граф впервые примечает талантливую ученицу, Парашу Ковалёву, дочь кузнеца. Ему 22 года, ей 6 лет.
Скорее всего, знатока театра и любимца женщин в тот момент заинтересовала перспектива сделать из этой девочки лучшую певицу в своем театре, а может и во всей России. Предчувствия не обманули – ее дебют в 11-летнем возрасте заметили и отметили гости. Спустя год на сцене Прасковья получает новую фамилию, теперь она Жемчугова. Так граф решил заменить простые фамилии своих наиболее успешных артистов на звучные псевдонимы: Кремнев, Изумрудова, Жемчугова, Бирюзова.
После одного из спектаклей Параша получает платок от графа, чтобы ночью вернуть его. Обычное дело – крепостные актрисы часто становились «наложницами» своих хозяев. Только вот для набожной Прасковьи это не просто связь. Она от чистого сердца полюбила Николая Петровича, хотя понимала всю обреченность своего положения. Царица на сцене – свободная, искренняя, парящая, она после спектакля вновь становилась для всех крепостной девкой. Другой участи для нее быть не могло.
Прасковье 19 лет. Она блистает в заглавных партиях, ее признают лучшей актрисой России. Не красавица, но становится магически привлекательной в роли. Ее глаза, не большие, с восточным разрезом, поражают глубиной и тайной. Ее голос трогает до глубины души. На спектакль приезжает даже императрица Екатерина Великая. Хвалит чудный голос, актёрскую игру крепостной звёздочки и дарит ей в награду перстень с алмазом со своей руки.
В 1788 году умирает отец Николая, граф Пётр Шереметев. Это горе сильно подействовало на сына. Он то грустит, то кутит, забрасывает любимое детище – театр, начинает много пить. Хрупкая прима неожиданно активно и результативно взялась за управление театром и за спасение любимого «властителя души и тела». Так она называла Николая Петровича, так его чувствовала. У этой тонкой болезненной девочки оказался сильный характер. Николай будто прозрел в своем чувстве к ней. Они стали жить как супруги.
Прасковья, обретя дом и богатство, не стремилась развлекаться и сорить деньгами. На Сухаревской площади ее знали нищие как щедрую подательницу милостыни. Она же упросила графа построить для неимущих больницу. В 1792 году и был заложен Странноприимный дом: богадельня на 100 мест и больница на 50 коек.
Счастье взаимной любви омрачалось осуждением высшего света, злыми пересудами других артистов театра, откровенной враждой родственников графа. Но еще большим испытанием стала болезнь. Сначала Николай Петрович, заболев, жестоко мучился от приступов боли. Выхаживала его Прасковья. А потом и она сама заболела туберкулезом. О пении и сцене пришлось забыть. Театр был распущен. По просьбе Прасковьи, граф выделил средства в приданое бывшим актрисам, позволив им найти себе женихов.
Однако, многолетние трудности воздались сторицей. Сначала царствующий Павел I одобрил отношения графа и крепостной, что само по себе вызвало бурное негодование высшего дворянства. Николай Шереметев решается на заказ подложных документов, по которым у Прасковьи появляется дворянское происхождение (от польского дворянина Ковалевского, якобы попавшего в плен и ставшего крепостным). Она получает вольную.
Удивительно, но в чистоту их любви уверовал и митрополит Никон. Именно он поддержал их брак. Да и правда, какой же это блуд – многие годы живут вместе, грязи не отмечено. Наоборот, славятся своей благотворительностью.
6 ноября 1801 года Николай Петрович Шереметев и Прасковья Ивановна Жемчугова тайно обвенчались. К сожалению, усилия графа по представлению графини в обществе не были успешными. Свет так и не принял бывшую крепостную.
В 1803 году Параша подарила любимому долгожданного наследника. Но болезнь взяла своё, и через 20 дней после родов 34-летняя Прасковья умирает. В этом всепоглощающем горе только сын Дмитрий спасает графа от скорой кончины. На целых 6 лет. За это время Шереметев успевает представить сына императору Александру I, который признает брак с Прасковьей, а Дмитрия – законным наследником титула и владений Шереметевых.
А еще Николай пишет будущему взрослому сыну письма, где рассказывает ему о матери и об их любви. И еще о том, что человек не богатствами своими и знатным происхождением славен, а благими делами. Согласно последней воле графа, его хоронят в простом гробу, без пышных процессий. А средства, которые должны были пойти на траурную церемонию, раздают нищим и больным. Зёрна добра дадут хорошие всходы. Дмитрий Николаевич Шереметев будет попечителем странноприимного дома, построенного отцом по просьбе матери. Как и организатором многих других благотворительных проектов.
Есть даже предположение, что Александр II обсуждал с Дмитрием будущий указ об отмене крепостного права, когда в 1856 году неделю гостил у него в усадьбе в Останкино.
А странноприимный дом и храм Троицы в главном корпусе были открыты в 1810 году. В 1919 году название сменили, фрески в храме закрасили. Здесь появилась первая Станция скорой медицинской помощи. Благодаря хирургическому таланту и организаторскому мастерству главного хирурга станции, Сергея Сергеевича Юдина, больница превратилась во Всесоюзный центр по изучению травм и острых заболеваний. Интересно посмотреть на портреты С.С.Юдина: его пальцы написаны с особой тщательностью, длинны как у пианиста и выразительны, как у иллюзиониста. Говорят, он вслепую завязывал узлы и шил глубокие раны.
Именно С.С.Юдин помог восстановлению храма Троицы, отдав на это свою Сталинскую премию. Под слоем штукатурки реставраторы и обнаружили хорошо сохранившиеся фрески, выполненные итальянцем Доменико Скотти. И теперь, действительно, сама Прасковья Жемчугова в образе ангела хранит из-под купола сие место и людей, поправляющих свое здоровье. Как и завещали супруги Шереметевы, бесплатно.
Любите историю и путешествия? Читайте на нашем канале:
Удивительная находка: замурованный склеп под больницей
Культ или манипулятор: известное здание с неизвестным смыслом
А вы знали, что во Франции существовали драконы? История замка Тараскон - видео наших путевых заметок
Понравилось - ставьте палец вверх.
Подпишитесь на канал - буду радовать новыми историями.