Мы продолжаем говорить о важности реального церковного собрания на основании текста из послания к Евреям 10 глава 24–25 стихи. Они не говорят о центральности воскресного собрания и не культивируют храмовое мышление, но учат библейской койнонии, которая включает и воскресное богослужение.
1. Повеление Священного Писания подразумевает собрание (ст. 25а)
25-й стих учит нас, что если ты — последователь Христа, то твое присутствие и участие в совместном собрании является обязательным.
"Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного".
1.1. Ваше присутствие обязательно
Если бы меня попросили дать один ясный библейский стих, который говорит о важности и необходимости присутствия в церковном собрании, то я бы указал на Евреям 10:25. Но суть в том, что этот стих технически не повелевает нам посещать церковные собрания. Он повелевает нам не оставлять христианское собрание. Но для того, чтобы его не оставлять, необходимо прежде посвятить себя совместному поклонению с церковью. Поэтому стих 25-й и повелевает нам не оставлять наше собрание. Слово «оставлять» является категоричным и эмфатическим, означающим полностью отказаться или полностью оставить. Например, это слово употребляется в Матфея 27:46 и Марка 15:34, где Иисус воскликнул: «Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил?». Павел использовал его во 2-ом Коринфянам 4:9, где он говорит: «..мы гонимы, но не оставлены». Оно также употребляется в Евреям 13:5, где Бог обещает: «Не оставлю тебя и не покину тебя». И автор послания использует его в нашем тексте, чтобы сказать нам, что мы не должны оставлять, уходить или бросать совместное собрание церкви. Каждый христианин должен присутствовать, когда церковь собирается в День Господень.
Этот призыв к еженедельному посещению совместных богослужений может звучать категорично, законнически, педантично и непрактично. Но давайте оценивать наши чувства, настроения, восприятия через призму Писания, и будем честными сами с собой. Ведь такие строгие слова объясняются тем, что — посмотрите на этот стих — есть у некоторых обычай. То есть, некоторые верующие уже начали пропускать собрания. И слово «обычай» говорит нам о том, что их отсутствие стало для них привычным, стало их привычкой.
Дорогие, нам полезно будет напомнить, что это послание написано к евреям, которые подвергались серьезным гонениям со стороны своих соплеменников по причине их веры в Иисуса как Мессию. Их преследовали за веру во Христа. Их жизнь была в опасности всякий раз, когда они собирались вместе. Но несмотря на это, Бог повелевает им не пренебрегать церковными встречами. Если Сам Бог не позволил этим древним верующим оставить собрание и призвал их идти на риск, и быть готовыми стать мучениками за свою веру, то тем более Он не примет наши греховные, эгоистичные, неразумные и поверхностные причины, которые мы придумываем, чтобы пропустить церковь.
Означает ли это, что мы должны посещать каждое собрание, каждое мероприятие и участвовать в каждом церковном служении, которое проводит церковь? Я бы так ответил на этот вопрос: если вы отсутствуете, а другие не знают, где вы находитесь, но их уже не удивляет ваше отсутствие, то вы, вероятно, живете не по воле Божьей. Если вы можете пропустить собрание церкви, и вас не заметят, то что-то точно утрачено. А если вы можете пропустить церковь и не скучать по ней, то точно что-то потеряно.
Я слышал историю про одного старца, который потерял слух, и его глаза потускнели от возраста. Но он никогда не переставал посещать церковь. Один человек однажды поинтересовался у него: «Почему вы продолжаете посещать церковь, когда вы не можете видеть или слышать, что здесь происходит?». Старец ответил: «Я хочу показать всем, на чьей я стороне!». И таким должно быть наше отношение к Богу, Его и твоей поместной общине. Твое присутствие на богослужении должно показать твоей семье и друзьям на чьей ты стороне. Ваше присутствие должно показать соседям и коллегам кому вы принадлежите. Ваше присутствие должно показать мироправителям и силам невидимого мира на чьей вы стороне.
1.2. Ваше участие обязательно
Посмотрите на 25-й стих снова:
Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга.
Обратите внимание, что контраст здесь не между присутствием или отсутствием на собрании. Но между тем, чтобы не пренебрегать собранием и увещевать друг друга. В действительности этот текст призывает к большему, чем просто наше присутствие на церковных собраниях. Он призывает нас к участию. Следовательно, в церкви могут быть люди, которые оставили собрание даже несмотря на то, что регулярно посещают богослужения.
Задумайтесь, дорогие.
- Вы пренебрегаете собранием, когда опаздываете на него или уходите быстро после его окончания;
- Вы пренебрегаете собранием, когда приходите в церковь и зависаете где-то на улице или в коридоре, или в холле, без объективной причины, вместо того, чтобы войти в зал для совместного поклонения;
- Вы пренебрегаете собранием, когда вся церковь поет, а вы спрятались в углу, занимаясь своим делом;
- Вы пренебрегаете собранием, когда во время богослужения сидите в своем смартфоне, и слова пролетают мимо вас, или просто церковное собрание является фоном для ваших других дел. Тело ваше здесь, но душа нет;
- Вы пренебрегаете собранием, когда пропускает встречу и ничего не пишите на церковную рассылку;
- Вы пренебрегаете собранием, когда приходите с плохим настроем и кусаете людей вокруг вас;
- Вы оставляете собрание, когда негостеприимны, критичны и непочтительны;
- Ты пренебрегаешь собранием, когда во время служения спишь или ходишь, или разговариваешь, или пишешь бесконечные сообщения;
- Ты пренебрегаешь собранием, когда то, что у тебя есть на собрании, или то, чего у тебя нет, отвлекает других от поклонения;
- Вы пренебрегаете собранием, когда заполняете конверт с пожертвованиями во время молитвы или читаете что-то свое во время проповеди.
Услышьте, пожалуйста, возлюбленные! Бог требует твоего присутствия и участия в богослужебных собраниях поместной церкви. К сожалению, в нашем городе немало христиан, которые являются церковными автостопщиками. Знаете, что означает рука автостопщика на самом деле: «Ты покупаешь машину, платишь за ремонт, содержание и страховку, заправляешь машину бензином, а я поеду с тобой. Но если мы попадем в аварию, то ты сам за себя! Я еще на тебя в суд подам!». Так многие люди относятся к церкви. Они говорят: «Здорово, что ты служишь здесь, поклоняешься Богу, помогаешь людям, жертвуешь своим временем и финансами. И знаешь, если ты мне понравишься, то я поеду с тобой. Но ничего от меня не жди. И знай, что если меня что-то не устраивает, я буду критиковать, жаловаться, возьму все, что смогу, и буду готов катапультироваться в случае чего. Мой рука всегда поднята, чтобы найти получше и поудобнее машину».
Но посмотрите, что говорит Писание: нет Божьей воли для того, чтобы быть автостопщиком в церкви. Бог желает, чтобы ты был действенным членом поместного собрания. И не просто формально, а по-настоящему, в сердце и разуме, что подтвердится в реальных делах. Мы приходим сюда, чтобы поклоняться и служить, и уходим после собрания, чтобы продолжить делать это дальше! Вместе, друг для друга, для других, во славу нашему Спасителю.
2. Второе Пришествие Спасителя влечет в собрание
В каждой общине есть те, кто считает, что церковь слишком часто собирается вместе. И с плотской, эгоцентричной точки зрения это может быть правдой. Но посмотрите внимательно на 25-й стих еще раз:
Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.
В Новом русском переводе так звучит стих:
Не будем оставлять наших собраний, как это вошло у некоторых в привычку. Будем ободрять друг друга, особенно видя, что День Господа уже приближается.
В то время как некоторые скажут, что церковь встречается слишком много, Бог говорит, что мы должны собираться даже чаще, чем мы делаем сейчас, чтобы мы могли ободрять друг друга. Чуть раньше, в Евреям 3:12–13 можно прочитать следующее:
12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. 13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.
Можно подумать, что это и так достаточно, что я посещаю собрания по воскресеньям и даже малую группу на неделе. Но Библия говорит, что мы нуждаемся в христианском увещевании каждый день, чтобы грех не ожесточил наше сердце. По мере приближения дня Пришествия Господа мы должны как можно больше встречаться вместе, чтобы увещевать, ободрять и наставлять друг друга, чтобы оставаться верными Христу.
Надо признаться, что большинство россиян не ждут Второго Пришествия Христа. Многие об этом даже не думают. Хотя они и заявляет, что являются верующими, но в церковь регулярно не ходит более 90% процентов опрошенных. Это вопиющее противоречие. Скорое возвращение Господа Иисуса является библейской мотивацией к тому, чтобы быть на различных собраниях церкви.
Интересно отметить, что слово в 25-м стихе, переведенное как «собрание», в Новом Завете употребляется только дважды — здесь и во 2-ом послании к Фессалоникийцам 2:1, где Павел говорит «о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему». Те, кто ожидают встретить Христа на небе, будут встречаться с другими христианами на земле. Вот почему: чем ближе мы приближаемся к Пришествию Господа, тем больше мы будем желать встречаться друг с другом. Трудные обстоятельства будут нас побуждать быть чаще вместе.
И как нам не оказаться среди отступников и охладевших в вере христиан?
Наш текст говорит достаточно прямо: опираясь на других верующих, чтобы они были рядом и увещевали нас, поддерживали и ободряли нас, чтобы мы все вместе, одним собранием, прошли эти непростые времена. Поэтому мы читаем такие слова в нашем стихе: «..но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного». Слово «увещевать» (или «увещевающий» ) означает:
1. призывать, убеждать, увещевать, уговаривать, звать;
2. настойчиво просить, умолять, упрашивать;
3. утешать, ободрять, давать надежду или моральную поддержку в час печали или скорби.
Форма существительного этого слова используется в 1-ом Иоанна 2:1 для обозначения Иисуса как нашего Ходатая перед Небесным Отцом. Оно также употребляется в Иоанна 14:16 для обозначения Святого Духа, Который является нашим Помощником или Утешителем. Подобно тому, как Иисус Христос и Святой Дух проходят вместе с нами через наши обстоятельства жизни, чтобы помочь нам, так и мы, как братья и сестры во Христе, должны проходить вместе друг с другом по жизни, чтобы призывать и ободрять друг друга.
Наши обстоятельства во время пандемии стали прекрасной лакмусовой бумажной нашего отношения к Богу, Церкви и нашим ближним. Бог использовал коронавирус, чтобы показать нам нашу силу и слабость, нашу нужду и возможности, зависимость и перспективы. Мы узнали себя лучше благодаря нашему взаимодействию. Если бы мы были отключены от других и взаимодействия с ними, то мы остались бы в неведении о себе.
И вы никогда не узнаете, насколько вы сильны или слабы духовно, если у вас нет других верующих, которые будут идти вместе с вами, чтобы увещевать, ободрять и наставлять вас.
Как и поется в известной песне:
Люблю, Господь, Твой дом -
Чертог любви Твоей;
Люблю я Церковь из людей,
Искупленных Христом.
Люблю, предвечный Бог,
Я Церковь — Твой алмаз;
Ты, как зрачок лучистых глаз,
Хранишь её порог.
О Церкви дорогой,
Собранье душ живых,
Взываю сердцем и душой
Всегда в мольбах своих.
Я рад иметь всегда
Общенье духа с ней,
Нести все тяжести труда
И крест её скорбей.
Я знаю, разделю
С ней славу я Твою;
С ней буду петь я пред Тобой
Спасённою душой.
А вот ее исполнение: